Аутизм — искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ЦНС ребенка. Auto — в переводе с греческого — сам.
Проявляется, как снижение контактов ребенка со взрослыми и детьми, погружение с свой собственный мир. Заметить признаки аутизма у ребенка родители могут самостоятельно в возрасте до 3-х лет. Расстройство аутического характера изменяет многие участки головного мозга. Способы полного излечения от аутизма пока отсутствуют. Чем раньше выявлено расстройство, тем легче помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания и коммуникациями.
Признаки аутизма у детей
- Длительное выдерживание дискомфортной ситуаций;
- Бурные реакции на слабые раздражители;
- Слабые реакции на сильные раздражители;
- Отсутствие или незначительное проявление удовольствия после кормления;
- Слабое проявление или отсутствие “комплекса оживления” при виде взрослого, родителей;
- Проявление реакции несколько похожей на “комплекс оживления” на предметы: висячие игрушки и т.п.;
Для постановки диагноза одного признака недостаточно, нужно соблюдение групп составляющих:
- Социальные контакты снижены, либо сведены на нет, редко улыбаются другим людям, почти не откликаются на собственное имя, эмоциональная бедность;
- Слабые коммуникативные навыки, нарушение развития речи;
- Низкие интересны, либо носящие зацикленный однообразный характер;
- Одинаковое поведение;
- Своеобразное проявление реакций на сенсорные раздражители.
Причины появления расстройства
Причины появления заболевания до конца не ясны. Выделяют наследственность, генетику.
Генетика аутизма сложна, до конца не определено, что порождает расстройство: взаимодействие большого количества генов или мутации.
Специалисты сходятся во мнении, что взаимодействие генов, внешней среды и эпигенетических факторов, возможно, которые могут модифицировать экспрессию генов, может привести к данной патологии.
Степени развития аутизма
В настоящее время выделяют 4 степени развития аутизма у детей:
1. Полная отрешенность от происходящего вокруг. Дети избегают любых контактов, им тяжело выдерживать зрительный контакт — глаза в глаза, не позволяют до себя дотрагиваться, не реагируют на дискомфорт, не пытаются удовлетворить текущие потребности, например, в приеме пищи. Близким не возможно установить с ними эмоциональный контакт. Патологически агрессивны. Отношения носят крайнюю степень отчужденности детей.
2. Отвержение окружающей среды. Характерно избирательность контактов, дети общаются с выбранной ими частью людей, как правило, родственниками. Избирательность распространяется на еду, одежду, игры, игрушки. При нарушении “своей зоны комфорта” выдают мгновенные аффективные реакции. Испытывают чувство страха, и как следствие, проявляют агрессию и аутоагрессию, наблюдается симбиотическая связь с матерью. Дети данной группы более адаптивны к социуму, чем дети первой группы, при соблюдении коррекционной программы возможно обучение в образовательной школе.
3. Захваченность аутическими интересами, фантазирование. Стараются укрыться от окружающего мира, путем погружения в свои интересы, при этом интересы не являются познавательными, наоборот, их характер агрессивный, устрашающий, мрачный, зловещий. Могут рисовать один и тот же предмет, играть в одну и туже игру, разговаривать на одну и туже тему. Низкий уровень эмпатии, менее зависимы от матери.
4. Сверхтормозимость — чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Легкий вариант проявления расстройства. Наблюдается повышенная ранимость, пугливость, чувствительность к чужой критике, избегание отношений, если ребенок посчитал их опасными или столкнулся с препятствием. Стремятся усвоить определенные методы поведения, позволяющие адаптироваться к окружающей среде. Эмоционально зависимы от матери.
Специалисты рекомендуют проводить на начальном уровне индивидуальную коррекционную работу, связанную с:
- Развитием ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации;
- Развивать навыки самообслуживания;
- Развивать речь и способность к коммуникациям.