Первичная консультация

от 1350

Аутизм

Аутизм — искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ЦНС ребенка. Auto — в переводе с греческого — сам.

Проявляется, как снижение контактов ребенка со взрослыми и детьми, погружение с свой собственный мир. Заметить признаки аутизма у ребенка родители могут самостоятельно в возрасте до 3-х лет. Расстройство аутического характера изменяет многие участки головного мозга. Способы полного излечения от аутизма пока отсутствуют. Чем раньше выявлено расстройство, тем легче помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания и коммуникациями.

Признаки аутизма у детей

  • Длительное выдерживание дискомфортной ситуаций;
  • Бурные реакции на слабые раздражители;
  • Слабые реакции на сильные раздражители;
  • Отсутствие или незначительное проявление удовольствия после кормления;
  • Слабое проявление или отсутствие “комплекса оживления” при виде взрослого, родителей;
  • Проявление реакции несколько похожей на “комплекс оживления” на предметы: висячие игрушки и т.п.;

Для постановки диагноза одного признака недостаточно, нужно соблюдение групп составляющих:

  • Социальные контакты снижены, либо сведены на нет, редко улыбаются другим людям, почти не откликаются на собственное имя, эмоциональная бедность;
  • Слабые коммуникативные навыки, нарушение развития речи;
  • Низкие интересны, либо носящие зацикленный однообразный характер;
  • Одинаковое поведение;
  • Своеобразное проявление реакций на сенсорные раздражители.

Причины появления расстройства

Причины появления заболевания до конца не ясны. Выделяют наследственность, генетику.

Генетика аутизма сложна, до конца не определено, что порождает расстройство: взаимодействие большого количества генов или мутации.

Специалисты сходятся во мнении, что взаимодействие генов, внешней среды и эпигенетических факторов, возможно, которые могут модифицировать экспрессию генов, может привести к данной патологии.

Степени развития аутизма

В настоящее время выделяют 4 степени развития аутизма у детей:

1. Полная отрешенность от происходящего вокруг. Дети избегают любых контактов, им тяжело выдерживать зрительный контакт — глаза в глаза, не позволяют до себя дотрагиваться, не реагируют на дискомфорт, не пытаются удовлетворить текущие потребности, например, в приеме пищи. Близким не возможно установить с ними эмоциональный контакт. Патологически агрессивны. Отношения носят крайнюю степень отчужденности детей.

2. Отвержение окружающей среды. Характерно избирательность контактов, дети общаются с выбранной ими частью людей, как правило, родственниками. Избирательность распространяется на еду, одежду, игры, игрушки. При нарушении “своей зоны комфорта” выдают мгновенные аффективные реакции. Испытывают чувство страха, и как следствие, проявляют агрессию и аутоагрессию, наблюдается симбиотическая связь с матерью. Дети данной группы более адаптивны к социуму, чем дети первой группы, при соблюдении коррекционной программы возможно обучение в образовательной школе.

3. Захваченность аутическими интересами, фантазирование. Стараются укрыться от окружающего мира, путем погружения в свои интересы, при этом интересы не являются познавательными, наоборот, их характер агрессивный, устрашающий, мрачный, зловещий. Могут рисовать один и тот же предмет, играть в одну и туже игру, разговаривать на одну и туже тему. Низкий уровень эмпатии, менее зависимы от матери.

4. Сверхтормозимость — чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Легкий вариант проявления расстройства. Наблюдается повышенная ранимость, пугливость, чувствительность к чужой критике, избегание отношений, если ребенок посчитал их опасными или столкнулся с препятствием. Стремятся усвоить определенные методы поведения, позволяющие адаптироваться к окружающей среде. Эмоционально зависимы от матери.

Специалисты рекомендуют проводить на начальном уровне индивидуальную коррекционную работу, связанную с:

  • Развитием ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации;
  • Развивать навыки самообслуживания;
  • Развивать речь и способность к коммуникациям.