
У большинства современных детей дошкольного и младшего школьного возраста отмечаются сложности с формированием связной речи. Особенно это касается малышей, которые не посещают дошкольные учреждения. Самые большие проблемы возникают именно с описательно-повествовательной речью, ведь малышам чаще всего просто не приходится ее использовать дома. По мере взросления формируется стойкая привычка применять только разговорно-обиходную речь, которой вполне достаточно для домашнего общения.
Связная речь – это яркое подтверждение связного мышления. Именно поэтому так важно ее развивать. Как только малыш начинает активно разговаривать, окружающие его взрослые должны не только слушать о чем пытается рассказать маленький человек, но и учить его описывать окружающее логически и грамотно. Именно по умению выстраивать предложения и высказывания определяется уровень речевого развития.
Проблема отсутствия связной речи особенно остро чувствуется с началом обучения в школе. Возникают сложности с восприятием информации, взаимосвязью с одноклассниками и педагогами. При этом отмечается низкий уровень эстетического восприятия.
Обучение связной речи должно начинаться в семье. Учитывая, что малыш копирует модель поведения взрослых, родители должны как можно чаще подавать правильный пример – выразительно и внятно описывать все процессы происходящие вокруг. Обогащение словарного запаса ребенка не должно быть похожим на занятие, иначе малышу быстро станет не интересно. Выразительная речь взрослого должна быть фоном к основному занятию – игре, прогулке, рисованию и так далее. Например, прогуливаясь по парку, можно описывать красоту природы, краски поры года, собственные ощущения от происходящего.
По достижению ребенком 5-6 лет специалист проводит оценку речевой деятельности. Учитывается богатство словарного запаса, логичность и последовательность речи, умение передавать эмоции и настроение путем интонации. Дополнительно играет роль поведение ученика – во время своего монолога он должен чувствовать себя уверенно, спокойно смотреть в глаза слушателям, держать спинку ровно. Данные признаки подтверждают психоэмоциональную зрелость.
Именно поэтому постоянное общение ребенка и взрослого является неотъемлемой частью его взросления, развития, социализации.