
Логопедическая ритмика для малышей с патологиями речи
Логопедическая гимнастика и ритмика используются логопедами с целью исправления дефектов речи и эффективного овладения грамотой. В основе ритмической гимнастики упражнения, влияющие на чувство ритма у ребенка и восприятие музыки. Ритмика оказывает влияние на несколько отделов мозга, в частности на моторику.
Музыка благотворно влияет на общее состояние ребенка, а в комбинации с разработанной специалистами двигательной системой ускоряет развитие речи, движений, поведения малыша. Обратим внимание, что в случае речевых дефектов разной степени сложности наблюдается отставание в двигательном развитии. Логоритмика ставит целью при помощи ритмических методик привить ребенку чувство ритма и скорректировать моторику.
Специфика занятий по ритмике с логопедом
С младенчества необходимо заботиться о физическом здоровье ребенка, специализированные логопедические группы направлены на коррекцию проблем у детей с речевыми задержками развития. При групповых занятиях подвижность детей ограничена, ведь большинство заданий выполняется сидя, что негативно сказывается на развивающемся опорно-двигательном аппарате. Детский организм нуждается в движении, проведении гимнастики, подвижных играх.
Малыши с патологиями речи также имеют двигательные нарушения, и педагог в процессе коррекционной методики должен учитывать индивидуальные особенности. К примеру, неестественные движения органов речи при заикании могут провоцировать спазмы лицевых мышц и конечностей. Для детей с алалией характерна потеря в пространстве, с дизартрией – резкие спазмы мышц.
По этой причине при занятиях с такими детьми требуется в комплекс занятий добавлять исправление речевой и малой моторики. Логопед действует в тесной связи с музыкальным работником, разрабатывает систему занятий для коррекции в соответствии с конкретным нарушением речевого аппарата у ребенка. В некоторых случаях музыкально-ритмические уроки чередуются с логопедическими уроками в один день. Иногда, чтобы избежать перегруженности ребенка новой информацией, следует проводить занятия постепенно по мере прогрессирования и успешных результатов.
Ритмическое воспитание малышей положительно сказывается на улучшении фонетического восприятия, сосредоточенности, нормализации общего состояния. В ходе занятий дети учатся распознавать и определять звуки музыкальных инструментов, чувствовать разницу по длительности и громкости звука. Это, в свою очередь, помогает логопеду в формировании у ученика фонетического восприятия, ускорении усваивания новой информации.