
Для того, чтобы понять, отстает ли ребенок в речевом развитии и имеет ли он какие-либо дефекты речи, важно понимать, а на каком уровне малыш конкретного возраста должен уметь вести разговор. Само собой понятно, что 3-летний не сможет общаться на уровне 20-летнего. Совсем не обязательно бить тревогу, если малыш в свои 2 года не строит длинных предложений и не рассказывает целые истории. Даже если соседский ребенок это делает, переживать не всегда нужно.
У каждого малыша (человека) свои индивидуальные особенности развития. Но бывают случаи, когда проблемы все же имеются, важно их не «просмотреть», ведь раннее вмешательство и коррекция позволяют предотвратить неприятные диагнозы.
Чтобы понять, есть отставание в речевом развитии или нет, важно знать нормы для каждого возраста.
1. Грудничковый возраст. Понятно, что крошка еще не умеет говорить, но по ее поведению уже можно определить наличие проблем, которые появятся в будущем. Смотреть нужно на моторное развитие. Если оно отстает, возможно в будущем начнет отставать и психическое.
2. 6-9 месяцев. Малыш уже реагирует на адресованную ему улыбку, смеется, привлекает к себе внимание гулением, может озвучивать простые слоги типа «ба», «ма», «да», минимально понимает речь и жесты, сам пробует помахать рукой на прощание.
3. 1-1,5,2 года. В это время появляются первые осмысленные слова, словосочетания, реплики из нескольких слов. Малыш может озвучивать некоторые разговорные фразы, на минимальном уровне общается со взрослыми.
4. 2-3 года. Ребенок говорит простыми предложениями. Ему уже под силу контекстная речь. Правда, ошибки в определении рода, падежа и лица очень часты. Это допустимо и не страшно. Словарный запас может достигать 1200 слов. Общается со взрослыми и детьми.
5. 3-5 лет. Строит слова, понимая морфемы, то есть различает суффиксы и приставки.
6. 5 лет. Легко составляет длинные предложения, четко произносит все звуки.
Возможны некоторые отклонения от этих норм, ведь дети все же очень разные. Кто-то учится медленно, но перед школой уже ничем не отличается от более быстрых сверстников.
Кроме того, современные малыши развиваются хуже из-за глобальной гаджетизации. Люди общаются смайлами, сообщениями, они мало пользуются речью как таковой. Детки все это перенимают, соответственно, они могут прекрасно владеть деятельностью с применением гаджетов, но при этом плохо говорить.
Лучше всего определит наличие нарушений специалист. Логопед проведет диагностику и скажет точно, нужна коррекционная работа или нет.