Что делать, если у ребенка диагноз «Диспраксия»?
- Постарайтесь набраться терпения. Ведь детям с диспраксией требуется гораздо больше повторений и времени для формирования навыков. При данном диагнозе у детей нарушаются произвольные движения при отсутствии нарушений тонуса, параличей и других возможных причин, таких детей часто называют неуклюжими.
- Терпеливо формируйте у ребенка навыки самообслуживания, умение самостоятельно одеваться и раздеваться, самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
- Приучайте ребенка к настольным играм, играм и занятиям для развития мелкой моторики, координации мелких движений пальцев рук — мозаика, рисование карандашами, фломастерами, изготовление бус, конструкторы.
- При общении с ребенком избегайте сложных слов, фраз, текстов, длинных предложений. Читайте ребенку книги не в слишком быстром темпе. Детально рассматривайте иллюстрации к прочитанному.
- Используйте словесные игры в свободное время, на прогулке , в дороге (Кто больше назовет диких животных? Кто больше вспомнит насекомых? что бывает железным? , “Назови одним словом” и др)
- Привлекайте ребенка к домашним делам — накрыть на стол, убрать посуду в раковину, разложить ложки-вилки на место, подмести, заправить кроватку, полить цветы и другим простым доступным действиям.
- Полезно включать ребенка в активные игры, игры на открытом воздухе, игры с мячом.
Диспраксия — это нарушение координации движений и моторики, которое затрудняет освоение различных навыков, в том числе речевых. Ребенку с диспраксией требуется особый подход и систематическая коррекционная помощь. Вот основные рекомендации логопеда:
- Своевременная диагностика и начало занятий. Чем раньше будет поставлен диагноз и начата коррекционная работа, тем лучше развитие ребенка. Важно регулярно посещать логопеда и невролога.
- Комплексный подход. Помимо логопедических занятий, ребенку необходимы занятия с психологом, дефектологом, инструктором ЛФК. Важно, чтобы специалисты работали в тесном контакте.
- Развитие мелкой моторики. Специальные упражнения на координацию движений рук, пальчиковые игры, рисование, лепка помогают улучшить моторные навыки, а значит и речь.
- Использование вспомогательных средств. Ребенку могут потребоваться специальные приспособления, облегчающие выполнение различных действий (ручки-утолщенки, тренажеры, шаблоны и др.).
- Создание спокойной обстановки. Ребенку с диспраксией необходимы четкие инструкции, дробление заданий на этапы, поддержка и одобрение взрослых. Важно исключить спешку и стрессовые ситуации.
- Индивидуальный подход в обучении. Программу занятий и темп освоения материала нужно подбирать строго индивидуально, с учетом особенностей и возможностей ребенка.
Комплексная коррекционная работа, направленная на развитие моторики, речи и когнитивных функций, позволит ребенку с диспраксией эффективно компенсировать свои трудности и улучшить качество жизни.