
Ребенок не всегда фонетически правильно способен произносить некоторые звуки, отчасти, в этом могут быть повинны недостаточно развитые мышцы органов артикуляции. Обычно, к органам артикуляции относят: нижнюю челюсть, верхнюю и нижнюю губу, небо, язык. Мышечная сила и координированность движений органов артикуляции достигается не сразу. Это длительный процесс и окончательно органы артикуляции у человека формируются к 5-6 годам.
Существует такое понятие, как артикуляционная гимнастика. Ее основная функция заключается в развитии правильных движений артикуляционного аппарата, которые необходимы для нормального произношения.
Специалисты советуют заниматься артикуляционной гимнастикой каждый день, выходные стоит делать лишь в том случае, если вы куда-то выезжаете, и на новом месте ребенку будет трудно сосредоточиться.
Упражнения следует делать несколько раз в течение дня, причем длительность занятий не должна превышать 12-15 минут. Каждое упражнение следует прорабатывать 2-3 минуты. Упражнения проводятся в порядке усложнения. Введение игровых элементов сделает занятие более интересным, поможет раскрепостить ребенка. Новые, более продвинутые упражнения, вводятся постепенно, если пройденный материал прочно усвоен. Когда одно из упражнений получается у ребенка не так хорошо, как требуется, его заменяют другим, вырабатывающим те же навыки.
Упражнения по развитию речевого аппарата лучше всего выполнять сидя. Постарайтесь проследить, чтобы тело было в расслабленном состоянии. В комнате, где будет проводиться занятие, должно быть зеркало. Оно нужно для того, чтобы ребенок мог самостоятельно проверять, насколько правильно он выполняет то или иное упражнение. Также для повторения правильной артикуляции ему желательно постоянно видеть лицо взрослого, который должен сидеть напротив ребенка.
Обычно вначале занятия преподаватели (родители) объясняют упражнение, которое предстоит выполнить. Потом ребенку следует показать, как правильно оно выполняется. Когда ваш сын или дочь выполняет упражнение самостоятельно, взрослые должны контролировать насколько правильно идет процесс обучения.
Во время выполнения упражнений гимнастики, следует обращать особое внимание на то, насколько плавно осуществляется переход от одного движения к другому, сохранение единого темпа, симметричность мышц правой и левой стороны лица. Если вначале занятий артикуляционные движения несколько заторможены, то со временем напряженность спадает, движения становятся более плавными и лучше скоординированными.
Преподаватели не должны забывать о том, что положительный эмоциональный настрой у ребенка стимулирует прогресс в выполнении упражнений. Не стоит делать замечания,
или упрекать малыша. Любая похвала сделает неизмеримо больше, взбодрит, поднимет настроение, заставит заниматься более активно.