
Задержка речевого развития, также известная как алалия. Это задержка в развитии или использовании речевых механизмов. Речь, в отличие от языка, это фактический процесс воспроизведения звуков с использованием органов. К ним относятся легкие, голосовые связки, рот, язык, зубы и т.д. Алалия — это всегда серьёзная проблема, требующая помощи специалиста.
Поскольку язык и речь — это две независимые структуры, то они могут быть задержаны по отдельности. Например, у ребенка может быть задержка речи (он не может произносить разборчивые звуки), но нет задержки языка. В этом случае ребенок будет пытаться произносить соответствующее возрасту количество слов, но его будет трудно или невозможно понять. У ребёнка с задержкой речевого развития нет возможности произносить звуки, тогда, скорее всего, будет проблема и в речи.
Симптомы алалии
Признаки ранней задержки речи делятся на возрастные этапы. Этот период начинается с 12-месячного и заканчивается подростковым возрастом.
В возрасте 12 месяцев есть повод для беспокойства если:
- ребёнок не использует жесты, не машет на прощание рукой, не указывает на предметы;
- не практикует использование нескольких различных согласных звуков;
- не вокализирует, не сообщает о своих потребностях.
В возрасте от 15 до 18 месяцев дети имеют повышенный риск речевого развития, если:
- Не говорят «мама» и «папа»;
- Не отвечает на команды «нет», «привет» и «пока»;
- Скудный словарный запас (от одного до трех слов в 12 месяцев и до 15 слов к 18 месяцам);
- Не определяет части тела;
- С трудом имитирует звуки и действия;
- Использует жесты вербализации.
Дополнительные признаки задержки речи после 2 и до 4 лет включают в себя:
- Не произносит спонтанно слова и фразы;
- Не следует простым указаниям и командам;
- Не может произнести два слова;
- Не говорит согласные звуки в начале или конце слов;
- Близкие члены семьи с трудом понимают его речь;
- Не может показать и объяснить обычные бытовые вещи;
- Не может сформулировать простые предложения из 2-3 слов.
Исследования показали, что дети с задержкой речевого развития часто имеют поведенческие и социально-эмоциональные проблемы не только в детстве, но и во взрослой жизни. Снижение восприимчивости языка, плохие навыки чтения и обучения — распространенные проблемы для таких детей. Аналогичные исследования показывают, что детям с задержкой речевого развития трудно установить связь со сверстниками. Это негативно сказывается на социальном здоровье в более позднем возрасте.