Полное отсутствие или частичное недоразвитие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе и сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
При моторной алалии ребёнок понимает обращённую к нему речь, но не умеет её воспроизводить.
При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимание чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии – автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребёнок повторяет сам вопрос.
Коррекционные занятия с детьми-алаликами предусматривают следующие направления:
- развитие понимания речи;
- уточнение и расширение словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- воспитание правильного звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- развитие связной речи.