
Дизартрией называют нарушение, когда речевой аппарат функционирует неправильно из-за проблем, возникших в работе нервной системе. Из-за этого органы речи не такие подвижные, как должны быть, возникают проблемы с артикуляцией звуков. Дизартрия может возникнуть после перенесения инсульта, травмы головы, опухоли мозга.
Данная проблема решается комплексно.
Во-первых, важно обследование у невролога. Обычно он назначает лекарственное лечение, а также логопедическую коррекцию.
Речь при таком нарушении слишком замедлена или наоборот ускорена. В ней нет плавности, отсутствует ритм и темп. Дыхание во время разговора неправильное.
Логопедическая коррекция такого нарушения включает в себя:
• массаж;
• дыхательные упражнения;
• занятия на отработку интонации, темпа;
• музыкальные занятия.
Как правило, используются индивидуальные занятия. Они позволяют использовать личностный подход и дают максимально возможный успешный результат. Проводят также и групповые занятия. На них часто применяют музыкотерапию. Она благотворно влияет на обменные процессы, дыхание, сердечно-сосудистую систему.
Кстати, мозг воспринимает музыкальные произведения сразу обоими полушариями. Таким образом, прослушивание мелодий способствует укреплению связи между разными зонами мозга. Это положительно сказывается на мышлении и речевой деятельности.
Ритм воздействует на мозг сильнее, чем мелодия. Он меняет настроение в лучшую сторону, стабилизирует сердцебиение и дыхание.
В работе, как правило, используется классическая музыка. Во время ее прослушивания пациентам предлагают совершить определенные движения (например, поднимать попеременно поднимать разные руки, сжимать и разжимать кулак, рисование одновременно двумя руками), которые подстроены под звучащий ритм. Такие занятия позволяют восстановить координацию движений. Упражнения подбираются такие, которые пациенты в состоянии выполнить.
Также под музыку выполняются вокальные упражнения. Для них подбирают спокойные неспешные мелодии. Выполнение задач ведется хором, затем индивидуально.
Следует включать и мимические задачи. Под музыку группе предлагают поднимать и опускать брови, оттягивать нижнюю губу, широко раскрывать глаза.
Ни в коем случае нельзя подбирать музыку, вызывающую тревогу или печаль.