Самые высокие результаты при коррекционной терапии общих нарушений речи дает совместная работа логопеда и родителей. Главное, чтобы вмешательство мамы и папы не шло в разрез с используемой специалистом методикой.
Родителям стоит помнить, что ребенок с удовольствием будет выполнять задания, если ему будет интересно. Поэтому нужно превращать все занятия в игру. Не следует нервничать, ругать за ошибки, высмеивать и злиться. Подобные эмоции дадут крайне негативный эффект. Малышу сложно, он учится, и далеко не все у него получится быстро.
Нельзя превышать рекомендованное время занятий. Чрезмерная нагрузка, также, снижает эффективность терапии. Например, время артикуляционной гимнастики не должно превышать 10-15 минут. Желательно выполнять все упражнения утром, когда ребенок полностью проснулся, но не устал и не переключился на иное занятие. Длительность урока заменяется систематичностью – гимнастику можно делать ежедневно или через день, но не реже 3 раз в неделю.
Как достичь высоких результатов при работе с ребенком?
На практике доказано, что высокой результативностью обладают занятия, когда ученик превращается в учителя. На этапе, когда ребенок хорошо усвоил все артикуляционные упражнения, взрослый может попросить научить и его делать такую гимнастику.
Большим стимулом выступает родительская похвала. Не забывайте отмечать большие и маленькие достижения. Если у ребенка долгое время не получается достичь поставленной цели, обязательно подбодрите его, похвалите за трудолюбие и упорство.
При этом родители должны помнить, что их главная задача – не только помочь, но и не навредить. Например, если определенный звук еще не поставлен, нужно заниматься артикуляционной гимнастикой и развитием мелкой моторики, а не закреплением звука.
Появление в речи нового звука часто стимулирует родителей на быстрое закрепление результата. Но постоянное повторение слов с «проблемной» буквой может дать и обратный эффект – звук снова исчезнет. Здесь играет роль и готовность речевого аппарата, и психологическое состояние пациента.
В том случае, когда проблемных звуков несколько, и они только начали правильно звучать в речи ребенка, крайне нежелательно использовать упражнения, в которых они смешиваются. Сначала – полная автоматизация произношения каждого отдельно взятого звука и только потом их дифференциация.