Методы работы, направленные на обогащение словарного запаса детей с ОНР
Многие детки с речевыми нарушениями имеют лексические пробелы. Им трудно высказываться из-за скудости словарного запаса. Проблему можно исправить полностью или снизить ее проявления путем регулярных логопедических занятий.
На занятиях следует заняться следующими вопросами:
- Уточнением лексического значения слов, которые уже известны. Важно расширить сферу их использования, активизировать их применение. Для достижение эффекта рекомендуется разыгрывание ситуаций, в которых ребенок будет активно участвовать.
- Обогащением словарного запаса. К уже имеющимся словам добавляются новые. В процессе работы над этим пунктом следует использовать картинки, дидактический материал, который малыш может потрогать.
- Уточнением значений целых синтетических конструкций.
- Словотворением. Расскажите детям, как появляются новые слова. Попробуйте совместно придумать новые лексемы путем добавления суффиксов и префиксов. Составьте предложения с новыми словами. Расскажите об особенностях словоупотребления. (не лишним будет упомянуть, что каждый суффикс и префикс несет в себе долю смысла, которую он привносит в новое слово).
- Определением родственных слов. Такие занятия развивают мышление, представление о языке.
- Подбором синонимов, антонимов и омонимов. Исследовав данную сферу, ребенок начинает говорить более ярко, его рассказы становятся более интересными. Важно изучать группы слов не просто как явление, а с их употреблением в тексте. Если самостоятельно малыш не может составить предложение с синонимом или антонимом, то пусть читает уже готовые, вычленяя и объясняя нужные лексемы.
- Усвоением понятия того, что такое многозначные слова. Данная тема может быть сложной для ребенка с трудностями развития. Если понимания совсем мало, то пункт можно на время пропустить, чтобы затем вернуться к нему.
- Работой с пословицами, скороговорками, фразеологизмами. Занятия с таким материалом можно построить в форме игры. Предложите создать иллюстрации.
- Соединением словосочетаний. Давайте набор прилагательных и существительных или существительных и глаголов. Заданием будет создать пары из слов, подходящих по смыслу.
Такая работа обязательно даст плоды.
Расширив свой словарный запас, детки с множественными нарушениями смогут лучше себя реализовать в коммуникации. Они будут знать где и что сказать, как выразить просьбу.