ФФНР – заболевание включает в себя сложности с формированием произношения, которые возникают вследствие нарушений восприятия речевых звуков.
Логопеды ставят диагноз ФФНР с различными трудностями. Например, с: ринолалией, дислалией, дизартрией или алалией. Отдельно это понятие не объясняет причины возникновения речевых нарушений и требует дополнительного заболевания. Это термин был создан для того, чтобы в детских садах или логопедических школах создать отдельные коррекционные группы и разделить детей с синдромом ФФНР и детей с общей недоразвитостью речи, а также малышей с заиканием.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи может привести к тому, что в дальнейшем у ребёнка возникнут проблемы с обучением в школьном возрасте. Если не лечить заболевание, то в школьные годы это приедёт к развитию дислексии и дисграфии. Малыши с ФФНР начинают путать буквы во время грамматических занятий и при чтении, но могут правильно воспринимать звуки на слух, упрощают слова и исключат из них непонятные им буквы и слоги, а так же не могут соотнести буквы со звуками.
Как проводится диагностирование недоразвития речи
Для максимально продуктивного лечения ребёнка с ФФНР необходимо поставить точный диагноз и понять почему возникло заболевание. Это поможет составить конкретный план коррекционных работ. Акцент нужно сделать на причины появления ФФНР. В некоторых случаях болезнь вызвана неврологическими нарушениями с сопутствующей дизартрией или различными особенностями слухо-речевого внимания, а также отсутствием формирования мнестической деятельности ребёнка.
Точная диагностика ФФНР и начало коррекционных логопедических работ на ранней стадии поможет избежать проблем в будущем, на устранение которых придётся затратить больше времени и сил.
Зачастую детки с диагнозом ФФНР страдают задержками развития и других психических функций или общей задержкой психического развития (ЗПР). Именно поэтому для разработки комплексной методики лечений необходимо разностороннее обследование не только логопедом, но и речевым неврологом.
Диагностическое исследование состояния речевых функций занимается логопед, а исследование высших психических реакций проводит-нейропсихолог или дефектолог.
Лечение заболевания фонетико-фонематических нарушений
Что бы составить корректную схему лечения необходимо обследоваться у речевого невролога и логопеда. В некоторых случаях невролог назначает проведение исследования на проверку слуховых потенциалов для исключения физических нарушений слуха.
Работы с логопедом включает к себя коррекционную артикуляционную гимнастику, занятия со звуко-буквенным анализированием и логоритмические упражнения. Коррекционные занятия, как правило, проводит логопед, однако в ряде случаев требуются упражнения для развития несформированных психических функций ребёнка. При таком развитии событий дополнительна необходима нейропсихологическая корректировка.
Если фонематический слух нарушен очень сильно, то специалисты рекомендуют пройти специальную программу коррекции. Она включает в себя транскраниальную магнитную стимуляцию.