Развитие звукопроизношения у ребенка — сложный и длительный процесс. Первые слова ребенок начинает произносить в возрасте от 11 месяцев до года, а к 5-6 годам ребенок полностью овладевает речевыми звуками. Если сначала, слова произносятся нечетко, некоторые звуки «коверкаются», то по мере взросления, речь малыша становится более четкой и понятной, а словарный запас увеличивается. Самые первые слова ребенка состоят из простых для произношения звуков: П,М,Д,Б,О,А,И. Обычно первыми словами, которые начинает говорить ребенок, есть ПАПА, МАМА, ДАЙ, БО,БАБА.
Возможные проблемы в звукопроизношении у ребенка
До трех лет, ребенок, обычно, без труда использует простые по артикуляции звуки: Н,Х,Ы,Т,Г,У,Ф,Й,В,К.
Сложными по артикуляции согласными являются: Ч,Щ,Ш,Ж,С,З,Ц. Эти звуки приходят в разговорную речь ребенка постепенно, подчас, с ошибками. Бывает, похожие звуки могут заменяться или, вообще, не произноситься. Иногда ребенок просто не употребляет в своей речи слова со сложными звуками.
В период между пятью и шестью годами дети овладевают самыми сложными звуками речи: Р,Л.
Родители, ни в коем случае не должны смеяться над ошибками произношения их ребенка. Это может нанести ему психологическую травму, он попытается замкнуться, прекратит попытки произнесения артикулярно сложных звуков. У одних моих знакомых(они разговаривали на украинском языке), ребенок путал звуки «З» и «С». Родители подсмеивались над ним, при знакомых просили сказать слово «Визирає» (на русском — выглядывает), чем нанесли сыну психологическую травму, справиться с которой смог только специалист.
К моменту поступления в школу, ребенок не должен иметь проблем с неправильным произношением звуков. Если же становление звукопроизношения задерживается, это должно насторожить родителей и педагогов.
Главную роль в постановке правильного звукопроизношения играет слух. С двухлетнего возраста ребенок различает все звуки речи и на слух пытается подражать им. В следующие годы своей жизни он уже может уловить и попытаться исправить слова, которые произносятся неправильно. Чем больше ребенок общается со взрослыми, тем «чище» становится его звукопроизношение. Замечено, что если родители читают на ночь своему малышу книги, рассказывают сказки, поют колыбельные, то у такого ребенка увеличивается словарный запас, он хорошо учится и почти никогда не имеет речевых патологий.