Коррекция дислексии
Что означает данное заболевание?
Дислексия – это нарушение навыков чтения, которое появилось в результате нездоровых психических функций необходимых для этого процесса.
Основной чертой заболевания является стойкое повторяющееся отступление в процессе чтения:
- замена звуков в словах и их смешивание;
- чтение по буквам;
- перестановка слогов в слове;
- явные трудности с составлением или пониманием сложных предложений;
- неверное толкование смысла прочитанного текста.
Очень часто дислексию принято называть болезнью гениев. Этим недугом страдали многие известные люди: Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино и другие. Однако не стоит верить в то, что все люди с дислексией станут гениями.
Для диагностики заболевания необходимо оценить уровень разговорной речи, навыки чтения и грамотного правописания. Логическое мышление, память и внимание также оцениваются. Дислексию можно преодолеть если полностью развиты все вышеперечисленные направления.
Лечебная терапия направлена на:
- Правильное понимание и воспроизведение звуков;
- логически верное построение предложений;
- развитие связной понятной речи.
Статистика показывает, что дети с более развитым интеллектуальным мышлением страдают дислексией в 4,8% случаев. Школьники с более серьёзными речевыми проблемами, ЗПР и другими сопутствующими заболеваниями, подвержены дислексии в 20-50%. По соотношению полов у мальчиков и девочек болезнь проявляется в отношении 4,5 к 1.
Разновидности дислексии
По видам чтения с дефектами выделяют для типа:
- Дислексия – навыки чтения нарушены только частично.
- Алексия – проблемы с овладением техники чтения или полная потеря навыков.
Вышеперечисленные проблемы возникают отдельно друг от друга и ведут к развитию дисграфии в дальнейшем.
Важно вовремя провести коррекцию дислексии у детей младшего дошкольного и школьного возраста. Несвоевременное обращение к специалисту может привести к развитию низкой самооценки, депрессии, замкнутого состояния. Психологические проблемы разной направленности будут влиять не только на эмоциональное, но и поведенческое состояние в целом.
По внешним признакам различают следующие виды заболевания:
Литеральная – характеризуется частичным усвоением некоторых букв.
Вербальная – связана с проблемой чтения слов.
Если учесть психические функции и механизмы, то выделяют следующие виды дислексии:
- Фонематическая. Синтез и анализ не сформированы, нет фонематического понимания.
- Семантическая. Недоразвитость слоговой целостности. Скудный словарный запас, нет связи между словами.
- Аграмматическая. Не сформирована письменная речь. Отсутствует формологический и функциональный синтез.
- Мнестическая. Отклонение связано с нарушением памяти. Также есть трудности с соотношением звуков и букв в словах.
- Оптическая. Возникает при недоразвитости оптических понятий.
- Тактильная. Отклонение связано с плохим восприятие реальности. Проявляется у деток с нечётким зрением.
Рассмотрим ситуацию на конкретных примерах:
- пила — липа;
- ясная день,
- сидю;
- ком — том — дом;
- красивый ваза;
- корова – ковер.
Вышеперечисленные примеры наглядно показывают, что недоразвитость речевых функций приводит к фонематической, семантической и аграмматической дислексии. Также ЗПР становится причиной мнестической, оптической и тактильной системы восприятия.
Причины возникновения дислексии
Учёные не смогли прийти к общему мнению о причинах возникновения дислексии. Зарубежные специалисты-логопеды высказывают мнение о наследственной генетической проблеме с письмом и чтением у людей в более развитым правым полушарием мозга. Некоторые учёные предположили, что проблема появляется у детей, которые пишут левой рукой.
Исследователи, которые подробно изучают дислексию, заявили, что подобные патологические нарушения также приводят к небольшой мозговой дисфункции.
К ним относят:
- деформирование головного мозга в процессе рождения;
- пороки сердца и анемия матери в период беременности;
- врожденный порок сердца у новорождённых;
- плацентарная недостаточность;
- нарушение развития пуповины;
- преждевременная отслойка плаценты;
- тяжелое течение родов;
- удушье новорожденного или длительное обвитие пуповиной.
В процессе развития ребенка может случиться ЗПРР. К дислексии в таком случае приводит следующее:
- различные инфекционные заболевания ЦНС;
- серьёзные травма головы;
- вирусные заболевания перенесённые в детстве: ветрянка, полиомиелит, краснуха;
- различные инфекции, которые приводят к истощению организма.
При алалии, дизартрии и афазии дислексия провоцируется повреждением некоторых участков коры головного мозга. Заболеванию особенно подвержены дети с различными задержками психического развития, серьёзными дефектами разговорной и письменной речи, ДЦП и общей задержкой умственного развития.
Социальные причины развития дислексии
- недостаток внимания и общения;
- уединение и отстранённость ребенка;
- невнимательное отношение воспитателей и учителей;
- неблагоприятная среда для общения или полное его отсутствие;
- билингвизм или двуязычие в семье;
- раннее образование не по возрасту;
- быстрый темп обучения новому.
Начальной стадии развития дислексии у детей школьного возраста является несформированная разговорная речь.
Как проявляется дислексия
Дети, у которых есть дислексия, начинают делать фонетические ошибки в разговорной речи. Они неправильно понимают значение слов и когда их необходимо употреблять. Это приводит к формированию маленького словарного запаса. Именно поэтому им очень сложно правильно составить предложение по смыслу и связать в нём слова.
Фонематическая дислексия обусловлена смешиванием или замещением одних звуков на другие, похожие по артикуляции и произношению. В других случаях происходит пропуск слогов или прибавление букв к окончанию слова.
Семантическая дислексия проявляется в правильном чтении текста или отдельных слов. А вот воспроизведение слов по слогам или курсорное чтение даётся с трудом.
К аграмматической дислексии относится неправильное произношение окончания слова, возникает путаница с правильным построением слов. Такое отклонение присутствует не только в устной, но и в письменной речи.
Мнестическая дислексия заключается в нарушении оптического восприятия текста. Ребёнку с трудом даётся запоминание букв, поэтому он их смешивает или заменяет на те, которые уже знает. Ученики с такой проблемой не могут провести анализ слова и повторить стандартный ряд из 3-4 звуков или слов.
Если у школьника наблюдается путаница букв, которые похожи между собой по внешнему виду, то в большинстве случаев это означает наличие оптической дислексии. При чтении текста ребёнок перепрыгивает с одной строчки на другую в поиске знакомых букв. Такие ученики могут обладать чтением зеркального типа — справа налево.
Тактильная дислексия проявляется у незрячих людей. Ошибки возникают в момент чтения азбуки Брайля. В момент чтения ученик перемещается из одного ряда в другой и пропускает слова или буквы. Это приводит к искажённому пониманию прочитанного текста и усвоению материала.
Механизмы дислексии
В процессе чтения задействованы слуховые, оптические и речевые анализаторы.
В процесс вдумчивого чтения входят:
- Оптическое восприятие текста, различие и распознавание букв.
- Соотношение букв с фонетическими формами.
- Сложение фонетического произношения в слоги.
- Соединение слогов в целое грамотное слово.
- Расстановка слов в предложение.
- Осмысление прочитанного текста.
Если какой-то из этих процессов нарушен, то принято считать, что это явный признак дислексии.
Психологи считают, что это заболевание нужно рассматривать как последствие задержки развития у плода мозговых функций, отвечающих за процесс чтения ещё во внутриутробном периоде.
Все дислексические нарушения связаны с различными отклонениями в развитии зрения, которое приводит к плохой ориентации в пространстве, слуховым восприятием окружающего мира, подавлению воли и бесконтрольности эмоций.
Диагностика заболевания
При появлении первых симптомов дислексии необходимо незамедлительно обратиться к логопеду. Специалист проведёт диагностике и составит полную характеристику всех уровней развития ребёнка.
На начальном этапе логопед собирает необходимую информацию о формировании личности и жизни ребёнка. Осмотр артикуляционного аппарата ребёнка, проверка речевой и физической моторики, оценка успеваемости в школе по русскому языку и литературе.
Речевые функции оцениваются путём оценки правильности произношения звуков, слогов и слов в целом. Ребёнку предлагают прочитать предложение или небольшой текст. И пересказать прочитанное. Так проверяется умение грамотно строить предложения в устрой речи.
Для диагностики письменной речи логопед даёт ученику следующие задания:
- необходимо переписать часть предложенного текста;
- написать текст под диктовку;
- сочинить индивидуальный небольшой рассказ о себе.
Чтение вслух помогает специалисту оценить скорость, правильность произношения и осмысление прочитанного материала. Это помогает выявить наличие каких-то дополнительных скрытых дефектов.
Необходимо выявить уровень развития зрительного восприятия у ребёнка, его умение проводить анализ и синтез, а также оптическое ориентирование в пространстве.
Если необходимо, то специалист назначает дополнительное медицинское обследование. Оно включает в себя консультацию окулиста и невропатолога. В свою очередь невропатолог может назначить прохождение ЭЭГ, ЭхоЭГ, а окулист проведёт полное офтальмологическое исследование.
Для чего необходима коррекция дислексии
Что бы ребёнок хорошо учился в школе, у него была высокая самооценка и уверенность в себе, он легко добивался поставленных целей, необходимо вовремя провести коррекцию дислексии. Своевременное обращение к специалисту поможет избежать серьёзных психологических проблем ил устранит ошибки в устной и письменной речи.
Занятия с логопедом и детским психологом помогают исправить дефекты разговорной речи. Это приводит к формированию правильного мышления, памяти и восприятия.
При фонематической дислексии коррекция направлена на исправление произношения различных звуков, формируется правильное понятие составления слов.
Семантическую дислексию устраняют увеличением словарного запаса. Ребёнку объясняют смысл и значение новых слов, а это в свою очередь помогает запомнить из грамматически правильное написание.
При аграмматической дислексии логопед помогает понять ребёнок принцип словообразования и изменения форм слова.
Устранение мнестической дислексии строится на формировании всех видов памяти путем игр и разгадывания ребусов.
Дефекты при зрительной дислексии исправляются методом развития пространственных понятий. В занятия включается синтез и анализирование увиденного.
Тактильная дислексия корректируется путем описания ощущений при осязательном контакте, в также развитие зрительных понятий не те или иные ощущения.
Как проходит лечение дислексии
В нашем центре развития речи «Буду Говорить» терапевтическое лечение дислексии походит под чутким руководством детского психолого и логопеда. На занятиях используется уникальная методика коррекции, которая подбирается индивидуально для каждого пациента. Такой тщательный подход к делу поможет в достаточно короткие сроки научиться правильно читать любому ребёнку, а также повысит его самооценку. Успех гарантирован.
Грамотный подход к ребёнку школьного возраста с заболеванием дислексией гарантирует успешные шансы на выздоровление. Ребёнок научится контролировать и лучше понимать себя, поэтому признаки болезни со временем полностью пройдут бесследно.
Если в детском возрасте специалист диагностировал дислексию, но малышом никто не занимался, то во взрослом возрасте проблема не исчезнет. Человек будет писать с грамотно и с ошибками. Это пагубно отразится на его психическом состоянии и деловом имидже.