Это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Коррекция дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти расстройства.
Можно выделить два основных направления коррекционной работы:
Устранение дислексии, обусловленной преимуществен¬но несформированностью устной речи:
- Фонематическая дислексия- недоразвитие фонематической системы языка. Несформированность навыков акустической и кинестетической дифференциации фонем.
- Семантическая дислексия – нарушения понимания прочитанного, из-за несформированности звуко-слогового синтеза.
- Аграмматическая дислексия – недоразвитие морфологических и синтетических обобщений, аграмматизм в устной речи.
- Мнестическая дислексия – нарушение слухо-речевой памяти.Это выражается в том, что дети с трудом запоминают содержание стихов, путаются воспроизведении прочитанных рассказов.На этом этапе овладения грамоты долго устанавливается связь звука с буквой.
Устранение дислексии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций – Оптическая дислексия- :
- Нарушение зрительного восприятия (цвет, величина, форма):
- Нарушение зрительного анализа и синтеза;
- Нарушение пространственных представлений ребенка;
- Нарушение движение глаз при чтении.