Артикуляционные игры призваны развивать мышцы, принимающие участие в артикуляционных процессах, мимике, глотании и жевании. Благодаря таким упражнениями удается увеличить координированность движений этих групп мышц, а также языка, что позволяет ребенку более четко и внятно говорить.
Артикуляционные игры – это своеобразная тренировка, гимнастика. Ею следует заниматься с малышом ежедневно. В некоторых случаях можно и нужно по проводить занятия по несколько раз в день. Это позволит быстрее и лучше сформировать навыки, необходимые для постановки качественной красивой речи.
Артикуляционную гимнастику можно делать утром, например, перед завтраком. На нее уйдет не больше 3-5 минут.
Начинайте с самых простых упражнений, которые ребенок может повторить. После их закрепления можно приступить к сложным позициям, выполнение которых требует усилий. При подборе упражнений следует учитывать особенности речи конкретного малыша. Гимнастика должна быть направлена на те дефекты, которые у него присутствуют.
Во время выполнения упражнений следует использовать картинки, красивые игрушки, создавать хороший эмоциональный настрой. В такой атмосфере ребенку будет интересно, он захочет выполнять скучные артикуляционные задания.
В ходе работы хорошо использовать зеркало. Оно позволяет малышу видеть как рот взрослого, показывающего, как правильно выполнять задания, так и свой. Во время выполнения важно следить за правильность и правильностью. Вначале делается 2-3 подхода, когда артикуляционный аппарат уже немного натренируется, 8-15 (правда, с небольшими паузами).
Чтобы заинтересовать дошкольника (младшего школьника) выполнять упражнения правильно, можно назначить награды за определенные достижения.
Некоторые упражнения на практике трудновыполнимы для детей, например подъемы языка. В таком случае логопед помогает физически. Для это есть специальный инструментарий, в частности шпатель. Если его под рукой нет, можно использовать ручку ложечки или другой чистый предмет.
Одним из самых простых и одновременно полезных упражнений является «лопаточка». Ребенка просят сделать широкий язык и высунуть его подальше, расслабить, а затем опустить на нижнюю губу. При этом кончик не должен дрожать. Такое положение сохраняют 10-15 секунд.
Интересной является «Иголочка». Во время упражнения язык высовывается вперед, скручивается в узкую трубочку и удерживается так минут 15.
Вариантов гимнастики очень много. Постепенно отрабатывая простые, а затем и сложные конфигурации, можно добиться значительного эффекта.