Речь не появляется у человека сразу, она развивается постепенно. Кроме того, она совершенствуется на протяжении всей жизни. Основной «рывок» развития приходится на детский возраст, в частности на младший школьный. Именно в этот период важно научить детей пользоваться языком. Для этой цели лучше всего применять игровые методы, так как они интересные. Неплохой результат дает и скороговорение, о котором мы и расскажем подробно.
Такая форма работы очень хорошо воспринимается детками. Они воспринимают ее как игру. Скороговорение помогает усваивать окружающий мир в эмоциональной форме, что имеет большую эффективность. Кроме того, оно улучшает дикцию, выразительность детской речи, развивает артистизм. Кстати, заниматься с младшими школьниками скороговорением могут не только квалифицированные логопеды, но и воспитатели, учителя, родители.
Следует рассматривать скороговорки как своеобразный тренажер. Выговаривая сложные сочетания звуков, малыш делает это все лучше и лучше и в конце концов доходит до автоматизма.
Как именно строить занятия со скороговорками?
Вы можете использовать примерно такой алгоритм действий:
1. Ознакомьте ребенка (детей) с текстом. Для этого проговорите его совсем медленно, буквально по слогам. Хорошо иллюстрировать скороговорку рисунком.
2. Повторите вместе медленно, но громко и как можно отчетливее. После этого сделайте то же самое, только быстрее и можно тише. Особое внимание уделяйте произношению всех звуков.
3. Объясните непонятные слова, присутствующие в тексте.
4. Повторите скороговорку очень тихо, но при этом максимально четко. Ребенку стоит тоже так попробовать.
5. Когда ребенок уже выучил слова наизусть, можно экспериментировать с разными интонациями и скоростью. Во время проговаривания можно хлопать в ладоши (для обозначения ритма), ловить и бросать мяч.
Изучение второй скороговорки начинайте только после того, как первая проработана на «отлично».
Уже выученные элементы можно задействовать в самых разнообразных играх. Например, проговаривать скороговорки, бросая мяч. Произношение текста следует завершить до того, как мячик снова попадет в руки.
Также можно поиграть в «Снежный ком». По правилам, каждый ребенок произносит одно слово из скороговорки. Это делается в быстром темпе.
Интересны детям и соревнования «Кто знает больше скороговорок». Такая форма работы не только улучшает произношение, но и развивает память.
Во время уроков можно делать пятиминутки с проговариванием сложных сочетаний звуков и слов. Это поспособствует эмоциональной разрядке школьников.