
Дефекты в произношении распространенных звуков – довольно типичная ситуация в педагогической практике. Причины возникновения подобных недостатков условно можно разделить на две категории — органические и функциональные. Часто для выяснения причин требуется неврологическое и логопедическое вмешательство. Профессиональный взгляд на проблему с последующим заключением позволяет выстроить коррекционную работу самым комфортным для ребенка образом. Исправление дефектов речи придаст ребенку уверенности в себе и научит контролировать собственную речь.
Проведение такой работы должно происходить в контакте с семьей ребенка, что поможет ему расслабиться. Присутствие родителей поможет им понять основные трудности, которые возникают у ребенка в ходе коррекционной работы.
Первым делом ребенок учится восприятию проблемных звуков на слух в специально разработанных упражнениях. После этого совместно с ребенком произносятся слова и предложения с этим звуком, при этом акцентируя внимание на нем, выделяя в речи. Важно четкое произношение, что поможет ребенку понять, каким образом нужно произносить правильно.
В этой практике также используется зеркало, что призвано визуально показать ребенку ошибки при произношении с последующей интерпретацией. Если ребенку не дается звук «с» и в речи он им попросту пропускается или же четкость произношения нивелируется за счет соседних звуков, в таком случае внимание сосредотачивается на выработке струи воздуха нужных размеров на выдохе с задаванием правильного произношения. Для этого высовывается язык на произвольное расстояние. Языковая пластина должна не соприкасаться с зубами. Воздушная струя должна «обтекать» язык, формируя звук «с» необходимым образом. Таким образом и формируются свистящие и шипящие звуки.
Для того, чтобы правильно поставить звук «з», необходимо сделать акцент на вибрации голосовых связок как основного механизма в произнесении звука. Ребенку необходимо приложить руку к своей шее и к шее взрослого, чтобы уловить характер вибрации связок. Сначала произносится звук «с», плавно переходящий в «з», упражнения закрепляется многоразовым повторением.
При постановке определенных звуков также позволяется использование визуальных материалов, что призвано облегчить ребенку задачу, сосредоточив внимание на конкретных аспектах произнесения.