Традиционализм в образовательном процессе дошкольного учреждения чаще всего заключается в том, что большую часть времени дети проводят, спокойно сидя за партами и обрабатывая информацию. Подобный подход не может быть эффективным, если учитывать возрастные особенности, поскольку внедрение элементов игры всегда помогает разнообразить учебный процесс и вызвать у детей живой интерес к изучаемому материалу. Это касается не только образования в целом, но и логопедии в частности.
Подбор игр для каждой конкретной группы детей осуществляется с учетом их эстетического, интеллектуального и эмоционального развития. Однако не стоит проводить сложную многоступенчатую исследовательскую работу, контакт с детьми должен проводиться на эмоциональном уровне. Дети, у которых наблюдаются речевые отклонения, с точки зрения психологии и педагогики ничем не отличаются от своих сверстников. Если взять во внимание этот факт, становится понятно, что при работе с целой группой, такие дети не требуют особого подхода касательно игровой деятельности, просто следует дать им то, чего они и ожидают от игры.
Условно игры можно разделить на такие типы
* сюжетно-ролевая игра
* драматизация;
* подвижная игра;
* дидактическая игра;
* игра, завязанная на строительстве.
С другой стороны, дети с речевыми отклонениями хоть и не имеют отличий в интеллектуальной сфере относительно остальных детей, однако могут обладать нарушениями моторики, затороможенностью движений и нарушенной координацией. Эти особенности могут стать причиной замкнутости, апатии, негативизма и раздражительности. Если ребенок психологически фиксируется на своих логопедических патологиях, формируя негативную и замкнутую модель поведения, это, в свою очередь, влияет на искаженное виденье коллектива и своего места в нем. И групповая игровая деятельность репрезентует это наилучшим образом.
Как показывает практика, неуверенность в себе, возникающая вследствие речевых дефектов, не позволяет детям в полной мере реализовывать себя на поприще совместной игровой деятельности. Нарушения в речевой моторике заставляют таких детей быстрее утомляться во время совместной игровой деятельности. Однако бываю случаи, когда дети с заиканием включаются в игру лучше детей без диагностированных речевых отклонений, поскольку смена деятельности позволяет им не обращать внимания на свой недуг.