Расстройство устной речи (при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата), выражающееся в нарушении произношения звуков речи. Ребенок либо не может произнести звук/звуки (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим. В последствии нескорректированная дислалия сопровождается нарушениями письменной речи.
Дислалия бывает
- простая (здесь дефектно произносится один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц))
- сложная (нарушено произношение звуков из разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж)).
Очень часто родители обращаются к логопеду с такой просьбой: “Посмотрите моего ребенка, он не умеет произносить Р.” Когда логопед начинает обследовать этого ребенка, выясняется, что у него произношение целого ряда дефектно.
Родители даже и не подозревают, какое огромное количество звуков может быть нарушено. Чаще всего дефектными являются:
- шипящие звуки ш-ж-ч-щ;
- свистящие с-сь-з-зь-ц;
- звуки р-рь, л-ль;
- реже нарушаются звуки к-кь-г-гь-х-хь, д-дь-т-ть, й, в-ф.
- Например, вместо “шишка” ребенок может говорить – “хыхка”, “фыфка”, “сыска”.
- Вместо “санки” у ребенка получается “шанки”, “фанки”.
- Вместо “рыба” – “уыба”, “лыба”, “ыба”.
- Вместо “лодочка” – “уодочка” и т.д.
Если ребенок не умеет чисто произносить звук Ш, то произношение звуков Ж, Ч, Щ также страдает.
Другими словами, обычно нарушается вся фонетическая группа звуков.
Нарушение твердого согласного часто сопровождается искажением его мягкого варианта.