
Общие нарушения речи вызваны не только несовершенством артикуляционного аппарата, но и незрелостью ряда психических функций. Робота логопеда в обязательном порядке подразумевает использование развивающих игр.
Интеллектуальные игры не требуют наличия специальных приспособлений или долгой подготовки. Достаточно изменить привычный ритм игры – взрослый не делает и не говорит за ребенка, а помогает малышу самостоятельно справиться с задачей.
Умение правильно говорить напрямую зависит от связного мышления. Поэтому данные психические функции в обязательном порядке развиваются вместе. А интеллектуальное и мыслительное развитие тесно связано как с мелкой моторикой, так и с общим физическим развитием. По этой причине коррекция речевых нарушений включает в себя и упражнения на мелкую моторику, и физическую зарядку, и артикуляционный массаж. Начинается работа с пальчиковых занятий, так как рука имеет самое важное воздействие на кору головного мозга.
Дети намного проще и быстрее усваивают информацию, которая транслируется в игровой форме. Подобные занятия воспринимаются с большим интересом и не вызывают быстрой утомляемости. Рассмотрим задачи и функции основных игровых практик, направленных на общее интеллектуальное развитие ребенка.
1. Пальчиковая гимнастика. Прямая цель – выработка, усовершенствование и закрепление координации движений кистей рук. Параллельно с становлением мелкой координации отмечается развитие фантазии, зрительного и образного мышления. Дети, которые регулярно делают пальчиковую гимнастику, рисуют пальчиковыми красками и работают с мелкими элементами (бусинки, бисер, пуговицы, прищепки, детали конструктора) оказываются намного более подготовленными к письму в частности и образованию в целом.
2. Дыхательная гимнастика. Основная цель упражнений – научить ребенка плавному продолжительному выдоху. Прямые достоинства упражнений – лучшее снабжение кислородом головного мозга и непрямая стимуляция органов речевого аппарата. Параллельно с этим отмечается положительное воздействие упражнений на фразовую речь. Рекомендуется сочетание дыхательной гимнастики с повторением ролевых стихотворений.
3. Загадки. Сначала это самые простые вопросы, дополненные картинками-ответами. Например, кто живет в домике или кто прячется за кустом. Развивается фантазия, внимательность, связная речь. К этому же пункту можно отнести и шарады, головоломки, ребусы, анаграммы и тому подобное.