
Не всегда у родителей есть возможность водить (или возить) малыша к логопеду. Причины могут быть совершенно разные: нехватка времени, средств, наличие в семье грудных детей и т.д. В таком случае целесообразно не терять времени, а заниматься с ребенком самостоятельно. К тому времени, как он все же попадет к специалисту, его уровень будет намного выше первоначального.
С самого начала самостоятельных домашних занятий вы можете столкнуться с серьезной проблемой – нежеланием малыша заниматься. Такое может быть. Сразу стоить отметить, что жесткое принуждение в таком случае недопустимо. Лучше попробовать заинтересовать ребенка. В дошкольном возрасте дети любят играть, поэтому и занятия важно строить в форме забавы. В таком случае у вас точно все удастся.
Чтобы достигнуть успеха, важно заниматься регулярно. Проводите занятия каждый день. Это не сложно, учитывая, что время работы не должно быть продолжительным (максимум 15-20 минут).
Лучше всего заниматься по утрам. В это время малыш хорошо усваивает новую информацию, у него есть энергия для тренировок, логопедической гимнастики и осмысления материала. Также можно организовать работу после обеда, если ребенок днем спит.
Чтобы облегчить задачу, разделите запланированные упражнения на несколько частей и проводите дробно на протяжении дня. Совмещайте тренировки с играми и обыденными делами. Так занятия будут восприниматься легче и не наскучат. Например, языковую гимнастику можно сделать перед чисткой зубов (или после), пальчиковую гимнастику на прогулке.
Во время работы над звуками старайтесь проговаривать материал четко и громко. Ребенок должен вас хорошо слышать, а также видеть губы, их движения. Это поспособствует лучшему запоминанию.
Побольше читайте, в доме должна присутствовать детская литература. Если малыш не очень интересуется чтением, рассматривайте и объясняйте картинки в книгах, а затем старайтесь прочитать хотя бы несколько страниц. Если это удалось, постепенно расширяйте объем прочитанного, задавайте вопросы по тексту.
Используйте много наглядности, она завлекает. Кроме того, слова, соотнесенные с изображениями, лучше запоминаются.
Если малыш чувствует себя не очень хорошо, лучше сделать перерыв. В ином случае может появиться негативное отношение к занятиям.
Обязательно хвалите. Это стимулирует к дальнейшей работе. А вот слова «неправильно» и «нельзя» лучше использовать лишь, в крайнем случае.