
Коррекция речевых нарушений на основе применения фольклорных жанров
Народное творчество, сохранившееся в устном виде, является богатством народа и действенным способом развития речи. К народному фольклору причисляются колыбельные, прибаутки, четверостишия, загадки и скороговорки, считалки. На протяжении всей жизни ребенок с малых лет сопровождается поэтическим словом, которое используется в семье и в обществе. Народный фольклор передается по поколениям в устном виде, и детям с рождения прививается правильная структура речи, особенности построения предложений и общая культура речи народа.
Народное творчество сегодня широко используется логопедами в ходе коррекционной методики в качестве воспитательного и обучающего материала для дошкольников. Стихотворения и прочее творчество на детей с различными нарушениями речевой активности оказывает существенный положительный эффект. При помощи фольклора можно устранить практически любой дефект речи, однако нужно обращаться к квалифицированным педагогам-логопедам, которые используют наработанные методики и постоянно их совершенствуют.
Какова роль фольклора в развитии речевого восприятия?
Накопленное народом творчество насыщено различными оборотами, лексическими структурами, примерами правильной речи, что помогает детям осваивать родной язык легче и проще. Фольклор помогает детям овладеть языком в совершенстве, усвоить азы правильного дыхания, соответствующий ситуации темп и ритм речи, создавать вариации голоса и интонировать.
Малый фольклор, к примеру, скороговорки, загадки, смешинки, используется с целью формирования гибкости органов речи и артикуляционного аппарата, формирования корректного звукопроизношения и его автоматизации, ознакомления с интонационными особенностями родной речи. Также заучивание и повторение народного творчества дает возможность развивать связную и осознанную речь благодаря расширению словарного запаса.
Еще одной важной задачей логопеда является выработка правильной дикции у ребенка, это успешно достигается с использованием фольклорного наследия. В раннем возрасте при несформированном речевом аппарате дети не все слова выговаривают четко, им присуща торопливость и ускоренный темп речи. При помощи использования фольклора педагог корректирует незначительные и сложные нарушения речи, помогая ребенку самому наслаждаться своими возможностями в правильном произношении.
При помощи скороговорок, перевертышей, пословиц у ребенка тренируется правильное звукопроизношение, формируется правильное положение артикуляционных органов и органов речи, вырабатывается четкая дикция.