
Специфика коррекции фонетической стороны произношения
Различные дефекты речи присущи многим взрослым людям, даже опытные дикторы допускают ошибки. Такое растущее нарушение произношения звуков связано с тем, что многие родители не проявляют достаточного внимания к детям и не замечают дефекты в речи, искажение произношения. Моторные изъяны речи с детского возраста характеризуются наибольшим стажем неправильного звукопроизношения.
Распространенные фонетические дефекты и методы коррекции
Нередко наблюдаются такие изъяны, как межзубный и носовой сигматизм. Подбор действенного коррекционного способа осуществляется после диагностики и выявления причин возникновения речевого дефекта.
Межзубный сигматизм наблюдается в случае нарушения работоспособности нервных окончаний на лице, рот в состоянии покоя постоянно находится в приоткрытом положении.
Если нижняя челюсть по причине отсутствия тонуса мышц висит и не закрывается, необходим коррекционный комплекс из логопедического массажа и различных методик фонетической коррекции. Упражнения используются логопедом точечно и прицельно, позволяя оказывать должное влияние на поврежденные нервные окончания. К примеру, с целью укрепления круговых мышц разработаны упражнения улыбки, хоботка, управление ручкой, зажатой в губах.
Чтобы укрепить нижние мышцы, рекомендуются упражнения по выдвижению нижней челюсти. Повторять задания необходимо до тех пор, когда рот будет удерживаться закрытым, а челюсти сомкнуты. Данные упражнения необходимы для постановки произношения свистящих звуков, при их применении логопед сможет быстро научить ребенка правильно произносить свистящие.
В случае, когда присутствует сигматизм шипящих звуков, кроме разработки мышц рта необходимо разрабатывать мышцы языка. Для шипящих язык располагается напротив сомкнутых верхних зубов, а бока плотно прилегают к зубам мудрости. В разработке языка также незаменим логопедический массаж.
Основой работы логопеда при коррекции фонетических нарушений является ориентация на личность ребенка с учетом особенностей его развития. После проведения диагностики и выявления, какие звуки фонетически представляют проблему для ребенка, логопед подбирает эффективные упражнения. Благодаря такому подходу сокращаются сроки коррекции речи, занятия становятся продуктивными и приносят хороший результат.