
Развитие детей не может происходить вне социума. Они обязательно должны усвоим нормы и ценности, принятые в обществе. Также им важно научиться общаться и взаимодействовать, развить социальный интеллект, безопасные формы поведения и многое другое. Все это возможно в детском саду, где малыш ежедневно сталкивается не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Нередко бывают случаи, когда общение ребенка с социумом не складывается. Часто такое случается с малышами, имеющими речевые нарушения. При этом другие возможности ребенка не нарушены, он имеет все шансы социализироваться. Но для этого необходимо много работать.
Детки, имеющие речевые нарушения, не могут нормально общаться. Это влияет и на познавательную сферу, может вызвать эмоциональную неуравновешенность, поведенческие нарушения. Все это может уйти с возрастом, но не обязательно. В большом количестве случаев при отсутствии коррекции проблема остается. Ребенок может стать агрессивным или наоборот замкнуться и вовсе перестать общаться. Самостоятельно каким-то образом решить свою проблему он не может.
Ему требуется квалифицированная помощь. Исправление данной ситуации возможно.
Для этого используют сразу несколько направлений.
1. Нравственное. В первую очередь группу детей важно научить правильно общаться, хорошо относиться друг к другу и к взрослым. Для этого используются сюжетно-ролевые игры. В их ходе дети знакомятся, спрашивают как кого зовут, отрабатывают просьбы о помощи (например, собрать конструктор). Также с ними рассуждают о том, что такое дружба и т.д.
Это направление предполагает совместное сочинение сказок. Сюжет продумывается с разными концовками. Нравственный аспект каждого повествования обсуждается. Негативные проявления поведения осуждаются, ищется подходящий правильный вариант. На основе таких сказок дети затем моделируют и свое поведение.
2. Экономическое. Формируется поведение детей в магазине, поликлинике и других общественных местах. Создаются игровые проблемные ситуации (что-то упало и разбилось) и ищется их решение. Модели поведения формируются с учетом возраста детей.
3. Патриотическое. Малышам рассказывают о стране, ее символах и принадлежности к нации. Ребенок с нормальным развитием и малыш с речевыми нарушениями в одинаковой мере должны себя почувствовать частью единой семьи.
4. Художественно-эстетическое направление. Оно предполагает занятия творчеством. Деткам с речевыми проблемами нужно здесь особое внимание, для них важно разрабатывать мелкую моторику.
На музыкальных занятиях можно использовать логопедические распевки.
Все это помогает деткам развить речь, внятно озвучивать просьбы и вопросы, договариваться, делиться впечатлениями.