Разновидности речевых нарушений и причины, их провоцирующие
Под нарушениями речи понимают отклонения от нормы, которая утверждена в определенной языковой среде. Как правило, такие проблемы не исчезают со временем, наоборот, происходит их закрепление. Чтобы исправить дефект, следует обратиться за адекватной логопедической помощью. Если этого не сделать, то в будущем у ребенка могут появиться проблемы с общением, а затем и с обучением в школе.
Какие выделяют речевые нарушения? Существует специальная классификация, которая строится на учете психолого-лингвистических критериев. Согласно ей, нарушения изначально делятся на устные и письменные.
Нарушения озвученной речи делят на:
- Внешние или фонационные, когда ребенок неправильно артикулирует звуки.
- Внутренние или структурно-семантические.
Нарушения письменной речи также бывают разные. Их делят на расстройства непосредственно письма и чтения.
Следует подробно остановиться на конкретных из них.
- Дислексия. Так называют особое нарушение чтения, при котором ребенок трудно узнает буквы. Также ему сложно объединять слоги и целые слова. Такие детки могут до самого окончания школы знать все буквы, но при этом не уметь читать. Иногда проявляется искажение понимания текста.
- Дисграфия. Это нарушения письма, но не полное, а частичное. При нем школьник пропускает буквы, взаимозаменяет их, искажает структуру предложения.
- Дисфония. При этом типе расстройства происходят изменения голосового аппарата. Это патологический процесс, который провоцирует отсутствие озвучивания или же нарушения тембра и высоты голоса.
- Брадилалия. При ней речь слишком замедленная. Это провоцирует проблемы в общении, ведь человека с таким разговором сложно слушать. Существует и тахилалия, которая проявляется в ускоренном темпе речи.
- Заикание. При нем присутствует нарушение ритма и темпа речи. Причина в судорожном состоянии артикуляционных мышц, что может быть обусловлено разными факторами.
- Дислалия. При ней звукопроизношение человека неправильное, при этом слуховой анализатор работает нормально, артикуляционные органы в норме. Такое нарушение бывает в случае, если ребенок еще не успел усвоить все имеющиеся артикуляционные позиции или уже усвоил их, но неправильно.
Часто нарушения речи и письма спровоцированы поражением головного мозга, которое может быть следствием родовой травмы, болезни матери или перенесенной в раннем возрасте инфекции.