
Специфика логопедических занятий при дизартрии
Дизартрия подразумевает нарушения воспроизведения звуков, что обусловлено недоразвитостью мышц речевых органов. По причине нездоровой иннервации артикуляционных и голосовых мышц наблюдаются дефекты речи, неправильная постановка голоса и дыхания. В результате поражения нервов некорректно функционируют органы речи, поэтому ребенок без специализированной гимнастики и массажа речевого аппарата будет иметь значительные задержки развития.
Коррекционная методика включает использование трех блоков:
- медицинское лечение, назначенное неврологом: физиотерапия, массажи, лечебная физкультура;
- занятия с детским психологом, который поможет выяснить глубинные проблемы, развивать сенсорные функции и восприятие информации. Таким образом, формируется база для фонематического восприятия, грамотного письма, памяти и образного мышления;
- работу с педагогом-логопедом рекомендуется проводить в индивидуальной форме, поскольку нарушение требует тщательного анализа логопедом и применения различных логопедических методик в комплексе.
Специфика коррекционной методики
Рекомендуемые стадии коррекции для успешного исправления дефекта:
- стабилизация тонуса мышц, выполнение упражнений для мимики и органов артикуляции, логопедический массаж;
- разработка моторики органов артикуляции, в основном рекомендуется пассивная гимнастика, которая осуществляется квалифицированным логопедом для формирования кинестезий. При положительной динамике упражнения усложняются, применяются функциональные упражнения для автоматизации артикуляционных движений;
- постановка голоса, его модуляции, силы и громкости;
- стабилизация и постановка правильного дыхания;
- стабилизация просодики, развитие интонирования.
Логопедическая работа при дизартрии предполагает развитие восприятия речи и правильного произношения звуков. Если логопед наблюдает прогрессивное развитие в занятиях с ребенком, можно приступать к использованию более сложных методик, нацеленных на постановку свистящих и шипящих, сонорных звуков. Упражнения выполняются под четким контролем логопеда, если ребенок не усваивает материал, он повторяется до полного усвоения и корректного воспроизведения звуков.
Логопед определяет интенсивность и частоту занятий при дизартрии в зависимости от степени сложности патологии. Рекомендуется начинать от несложных звуков и постепенно переходить к более сложным. Чрезвычайно важно при нарушении работать над восприятием фонем родного языка и их воспроизведением. Логопед должен тщательно прорабатывать автоматизацию звуков, чтобы ребенок правильно произносил слова не только по отдельности, но и в предложениях.