Для детей, которым установлен диагноз дизартрия, свойственны нарушения двигательной связи. Причиной патологии могут быть поражение или недоразвитость ЦНС. Такому ребенку сложно не только говорить, но и выполнять простейшие движения. Занятия с логопедом будут иметь низкий уровень эффективности, если не будут дополняться упражнениями на координацию.
Упражнения, которые будут рассмотрены ниже, одинаково полезны для детей с повышенным тонусом мышц и с недостаточной двигательной активностью. В начале работы нужно научить ребенка выполнять нужные действия максимально правильно. Когда все движения будут отработаны до автоматизма, гимнастику можно совмещать с логопедическими заданиями.
• Громче – тише. Когда звучит громкая музыка, ребенок ходить по кругу, активно хлопая в ладоши, тихая музыка – останавливается на месте и прячет руки за спину. Особой результативностью обладают занятия с частой и резкой сменой громкости музыкального сопровождения.
• Солдат и куколка. По команде солдат ребенок должен вытянутся по стойке смирно и стоять неподвижно, кукла – изображает тряпичную игрушку, с болтающимися частями тела.
• Ночь –день. Ночью цветочек закрыт, он спит – ребенок сидит на корточках, руки и голова опущены вниз. Днем цветок открывается – ребенок тянется вверх, широко разводя руки и подымая голову.
• Рисуем в воздухе. Попросите ребенка нарисовать в воздухе солнышко, облачко, цветок, бабочку. Сначала в работе принимает участие одна рука, потом вторая, потом – обе. Рекомендовано сопровождать занятие спокойной расслабляющей музыкой.
• Бабочка и слон. Звучит любимая песня ребенка, под которую он изображает поочередно слона (тяжелый, топающий) и бабочку (легкая, воздушная).
• Просите ребенка рассказывать стихи, изображая сюжет — зайка прыгает, мишка при ходьбе раскачивается, лиса аккуратно ступает и т.д.
Дополнительно детям с дизартрией рекомендовано посещать спортивные и танцевальные секции. Пусть успехи ребенка на фоне остальных участников будут невысоки, это поможет ему побороть речевые проблемы.
На этапе, когда уже удается совмещать задания для артикуляционного аппарата и физические упражнения, важно соблюдать систематичность занятий. Лучше всего повторять их ежедневно. Длительность одного занятия регулируется индивидуально, в зависимости от эмоционального состояния ребенка.