Само понятие речи представляет собой синтез внутренних и внешних характеристик. Категорию внешней речи можно условно разделить на устную и письменную составляющую. Устный аспект речи неразрывно связан с диалогическим общением – самым доступным средством коммуникации между человеческими особями. Уже в возрасте 6-7 лет ребенок при отсутствии патологий речевого аппарата владеет контекстной речью, воспринимаемой собеседником без дополнительных уточнений.
Данная особенность ставит перед родителями конкретную задачу – формирование условий, в которых речь ребенка сможет развиваться гармоничным образом. Кроме того, родители должны принимать непосредственное участие в механизмах формирования речи дошкольника.
Многие специалисты прошлых лет пытались разобрать проблему участия родителей в механизме формирования речи ребенка, однако в силу большого количества факторов, влияющих на процесс речевого развития, к единому мнению прийти не представляется возможным.
Главная особенность механизма формирования речи состоит в том, что через него реализуется также психическое развитие за счет налаживания социальных контактов и прочих коммуникационных особенностей. Через речь и язык проявляются такие когнитивные функции человека, как память, мышление и восприятие. В любом случае роль семьи в становлении связной речи ребенка требует обсуждения.
Дидактический опыт подтверждает тезис о том, что чем больше энтузиазм родителей и готовность включаться в процесс формирования детской речи, тем непринужденнее и естественней будет проходить сам механизм. Родители должны помочь ребенку раскрыть собственные речевые задатки и особенности.
В качестве упражнения для совершенствования ребенка в контекстной речи, можно предложить ребенку рассказать сюжет книги или кинофильма. Отличным образом в подобной ситуации работает импровизация, когда взрослый придумывает на ходу начало истории, впоследствии вверяя бразды рассказчика в руки ребенка. Посещение кино, совместный просмотр мультфильмов или же прочтение книжек должно сопровождаться кратким пересказом произошедших событий. Таким образом, будет формироваться не только речевой аппарат, но и детская память и восприятие. Важно, чтобы ребенок в ходе подобного совместного времяпрепровождения испытывал исключительно положительные эмоции от досуга в обществе близких людей.