Одной из проблем логопедического характера, с которой сталкивается большой процент детей, является нарушение в артикулировании звука «Р». Звук «Р» относится к язычно-альвеолярной категории, он согласный, твердый и звонкий, а особенности отношения позволяют его отнести к вибрантам.
Положение речевого аппарата при корректном произнесении звука «Р» выглядит следующим образом:
- губы находятся в разомкнутом положении и уже переключены на произнесение следующего звука;
- расстояние между верхним и нижним рядами зубов составляет около пяти миллиметров;
- язык вибрирует и находится в поднятом положении относительно верхней челюсти;
- передний сегмент языка находится в прогнутом положении;
- струя воздуха, сформированная выдохом, проходит в средней части ротовой полости;
- голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии и подвергаются вибрации.
Отличие мягкого звука «Р» от твердого состоит в том, что в процессе артикуляции мягкого звука средний сегмент языковой пластины оказывается поднят к небу, а кончик языка располагается значительно ниже в масштабах ротовой полости.
Основные коррекционные упражнения для постановки произношения звука «Р»
Базовым логопедическим приемом является подражание. Врач объясняет как правильно артикулировать данный звук, а ребенок должен произнести, стараясь придать звучанию правильности.
Упражнение «Грибок» включает в себя прижатие языка к верхнему небу, затем производится вдыхание воздуха через нос, после чего воздух, полученный таким образом, выдыхается через рот, что создает необходимую для правильной артикуляции струю воздуха. Постепенное напряжение и расслабление языковой пластины и создает вибрацию, являющуюся одним из ключевых элементов корректного произношения звука.
Если же у ребенка получается произносить мягкое «Р», а с твердым возникают проблемы, в таком случае постановка происходит таким образом – ребенок должен произносить «Р», добавляя мягкий знак, параллельно с этим расширяя открытую ротовую полость. Таким образом, язык автоматически переместится в нужное положение относительно неба, что и создаст необходимый звук.
В постановке звука «Р» также могут быть использованы тематические картинки, на которых изображены животные или предметы, имеющие этот звук. Ребенку предлагается четко произнести название предмета, изображенного на картинке.