Мы, обычно, не замечаем разницу в дыхании у подростков, которые заикаются и тех, кто говорит нормально. Однако при попытке говорить, у наших пациентов могут возникнуть определенные осложнения. Речь нормально говорящего человека, характеризуется экономией выдыхаемого воздуха, совсем иначе дело обстоит при заикании. Заикающиеся больные выдыхают некоторую часть воздуха перед тем, как начинают говорить, некоторые из них используют экспираторную часть, что бы преодолеть артикулярные судороги. Для того, что бы говорить, воздуха у них почти не остается.
Мы можем попросить заикающегося подростка потянуть какой-нибудь гласный звук, например «АААА». Для обычного человека не составит большого труда растянуть этот звук на время более полуминуты. Те, кто заикается, зачастую, не готовы это сделать. Растянуть гласную даже в течении 10-15 секунд для них может стать невыполнимой задачей.
В этой ситуации, логопед должен нормализовать дыхательные кинестезии:- привести в норму дыхательную мускулатуру;
— отработать правильный вдох и выдох, которые должны регулироваться волей пациента.
Чтобы нормализовать мышечный тонус дыхательной системы используют специальные упражнения.
Первое, что нужно сделать — это поставить правильное диафрагмальное дыхание. Самым оптимальным для этого будет уложить пациента на кушетку. Необходимо расслабить все мышцы. Дыхание в положении лежа должно установиться помимо воли пациента. Заикающиеся делают очень глубокий вдох, поэтому в легких у них образуется избыток воздуха. Как правило, из-за этого возникает смыкательная голосовая судорога. Цель врача-логопеда, научить пациента делать вдох быстро, но в тоже время и глубоко. Для нормализации этого процесса, необходимо отрегулировать выдох. Сам тренинг заключается в том, что бы пациент ощутил весь процесс дыхания.
Лежа на спине, концентрируем внимание на диафрагме, туда кладем руку, чувствуя, как мышцы брюшного пресса расслабляются на выдохе. Вдох, при таком выдохе происходит естественно, его не нет необходимости специально контролировать. Заикающийся должен прочувствовать паузу после вдоха, при этом живот будет слегка подаваться вперед.
Теперь попробуем с закрытым ртом зафиксировать выдох. Пациента следует расслабить, например, пусть его воображение нарисует картину, когда он лежит на траве в саду и сдувает семена одуванчика, задувает горящую спичку, играет на трубе и.т.д.
На занятиях по дыхательной гимнастике, в положении стоя, важна правильная осанка. Спина прямая, плечи отведены назад, взгляд вперед.
Также, очень эффективными могут оказаться динамическая дыхательная гимнастика, когда наряду с плавными движениями тела, осуществляются фиксированные вдохи и выдохи. Позже, дыхательные занятия можно делать в более естественных условиях (ходьба, катание на велосипеде, легкая пробежка).
Дыхательная гимнастика длится 10-15 минут и является важной частью логопедического урока.