Успех лечения всегда зависит от точности постановки диагноза. Коррекционная терапия общих нарушений речи не является исключением из данного правила. Логопеды применяют разнообразные исследовательские методики, выбор которых зависит от явных речевых проблем, возраста пациента и особенностей его развития.
Специалисты, работающие с детьми с разной степенью расстройств процесса письма, во время диагностики обязаны выявить, насколько сильно нарушен данный процесс. Отклонения обычно вызваны недостаточной зрелостью ряда психических функций, отвечающих за исполнение и качество письменной речи. При дисграфии сначала следует общее исследование письма, потом проверяется способность ребенка писать слова и предложения, используя в качестве помощи графический материал.
В дальнейшем исследовательские методы становятся частью коррекционной работы и дополнительно используются для объективной оценки достигнутых результатов.
Составляем слова
Исследование письма начинается из проверки способности ребенка складывать буквы в слова. Для этих целей используются карточки с буквами и картинки с изображением знакомых предметов или животных. На начальном этапе берутся самые простые слова – например, «дом» или «кот» и видаются не все буквы алфавита, а только три необходимые в неправильной последовательности. Постепенно задания усложняются.
Если пациент без труда может сложить слово из букв, далее наступает черед исследования письма.
Пишем слова и предложения
В этой методике так же, задания следуют от простых к более сложным. Для работы используются карточки с изображением предметов, которые хорошо известны ребенку. Сначала пациент пишет простые слова, состоящие из трех или четырех букв. Постепенно сложность возрастает, и появляются задачи, связанные с написанием слов со сложной слоговой структурой, стечением согласных, смешиванием звуков и тому подобное.
Данный метод включает в себя и задания по развитию устной речи. Перед ребенком ставится задача, согласно которой он должен составить устно предложения с использованием слов, изображенных на картинках. Или же описать сюжет серии картинок. Сначала устно, потом – письменно.
Показателем успешно проведенной коррекционной работы по исправлению нарушений процесса письма являются проверочные диктанты, включающие в себя слова, отличающиеся сложной структурой. При этом диктант должен в полной мере соответствовать школьной программе по родному языку.