Игры, развивающие речь
Как в дошкольном возрасте, так и в школьном детки очень любят играть. Такая деятельность является для них основной. Это и следует использовать для занятий. Упражнения, которые выполняются в игровой форме, эффективны, так как ребенок в них заинтересован, а, значит, мотивирован.
Существует множество речевых игр, в ходе которых малыш может научиться правильной артикуляции и получить навыки связной речи. Заниматься этим моментом стоит не только логопеду, но и ближайшим родственникам. Это не заберет много времени, но обязательно понравится малышу, ведь так приятно провести время с родителями, бабушками и дедушками.
Речевые игры включают в себя стишки, но не любые. В кратких рифмовках должен быть сюжет, действия. Важно, чтобы там речь шла о том, что можно показать. Изображать можно таких персонажей, как животные, люди, сказочные герои.
Деткам нравится юмор. Если стишок будет смешным, то ребенок воспримет его на «ура» и быстро запомнит.
Откуда брать материал для занятий? Его множество в детских сборниках стихов, также можно посмотреть в журналах. Отлично подойдет народное творчество.
В процессе чтения предложите ребенку показать то, о чем идет речь. Движения можно придумывать самостоятельно. Они должны быть легкими и доступными. Такое времяпровождение отлично сказывается на развитии фантазии, умении сочетать слова и жесты. Ребенок учится ощущать ритмичность стихотворной формы, что положительно влияет на его фонематическое восприятие.
Также полезно совместное рифмование. Попробуйте составить с ребенком небольшой стишок. Пусть он будет о семье, детском садике, домашних животных и др. Подобные занятия будут развивать связную речь, возможность высказаться, передать свои мысли.
Примеряя на себя разные роли, ребенок избавляется от стеснительности. Показывая, как делает медведь, лиса, баба, малыш становится более уверенным. Это будет своеобразной подготовкой к публичным выступлениям.
Жесты, которые будут использоваться в процессе речевой игры, можно назвать. Например, домик, окошко, глаз. Это позволит быстро понимать друг друга.
Не забывайте о тембре голоса и интонации. Если главный действующий герой стиха – бабушка, то ее голос должен быть соответствующим, для медведя будет свой голос. Такое звукоподражание может вызвать настоящее веселье.