Применение игровых методик в работе педагога-логопеда
Зачастую завышенные требования к дошкольникам при приеме в школу способствуют тому, что занятия с логопедом превращаются в скучные уроки с обязательными домашними заданиями. Однако следует помнить, что занятия с малышами и детьми дошкольного возраста лучше проводить в игровой манере, тогда материал усваивается быстрее, и ребенок не чувствует усталости.
При наличии заметных дефектов речи занятия с логопедом имеют для детей определенные сложности. Малыши не осознают реальную значимость необходимости коррекции, поэтому у них отсутствует мотивация. Если ребенок учится в логопедической группе, то помимо групповых занятий по несколько часов в день, также присутствуют индивидуальные уроки для закрепления и проверки усвоенного материала.
Особенности использования игровых приемов на групповых и индивидуальных занятиях
При наличии нескольких десятков детей в группе нет возможности эффективно пользоваться раздаточными материалами, контролировать выполнение упражнений каждым ребенком. Существует несколько игровых методик, позволяющих вызвать заинтересованность у малышей, сформировать стойкую мотивацию к правильному выполнению заданий.
В процессе рассказа и пересказа услышанного материала можно воспользоваться действенными игровыми приемами:
- волшебный мячик. Если пересказывают малыши друг за другом, они не задумываются о составлении красивого и содержательного рассказа. Дети не вовлечены в групповую деятельность, и после своей фразы малыши отвлекаются на игры и прочее. В таком случае можно использовать мячик, который каждый ребенок передает следующему при переходе его очереди говорить предложение. При ошибке мяч возвращается назад, а ребенок должен исправиться;
- использование шкатулки с масками зверей. Ребенок садится напротив группы, педагог надевает маску, после чего дети при помощи ассоциаций помогают малышу отгадать, какая именно маска на нем. Такое упражнение позволяет развивать коммуникативные навыки, выражать мысли и формировать ассоциативный ряд;
- отгадывание кроссворда. Детям раздаются карточки с изображениями, а он должен отгадать, что нарисовано.
При помощи таких техник ребенок в игровой форме овладевает речевыми навыками, обучается вести диалог, развивается мышление. Также увеличивается словарный запас, малыш легко и непринужденно запоминает новые слова, учится их использовать в связных предложениях.