ЗРР (Задержка речевого развития) — «Запуск речи» у вашего малыша
Задержка речевого развития (ЗРР) — достаточно распространенное явление у детей раннего возраста. Она может быть вызвана различными причинами, такими как нарушения слуха, задержка психического развития, органические поражения центральной нервной системы или простое индивидуальное более позднее созревание речевых зон головного мозга.
Признаки ЗРР у ребенка
- К 1 году ребенок не произносит отдельных облегченных слов (ма-ма, па-па, ба-ба и т.д.)
- К 1,5 годам словарный запас меньше 10 слов
- К 2 годам ребенок не соединяет слова во фразы
- После 3 лет речь остается невнятной, непонятной для окружающих
Как помочь ребенку с ЗРР запустить речь?
- Посетите логопеда для выявления причин задержки и назначения комплексной терапии
- Регулярно занимайтесь артикуляционной гимнастикой, стимулируя развитие речевого аппарата
- Читайте ребенку вслух, проговаривая слова четко и выразительно
- Играйте в речевые игры, стимулируя называние предметов и звукоподражание
- Создавайте речевую среду, побуждающую ребенка к общению
Своевременная коррекционная работа поможет вашему малышу преодолеть задержку речевого развития и заговорить полноценно. Обратитесь к специалистам — и вместе вы сможете запустить процесс формирования речи!
Не знаете что делать при Задержке речевого развития?
- Помните, что дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Не забывайте, что развитие речи проходит те же этапы развития, лишь с задержкой, поэтому не торопитесь, следуйте рекомендациям специалиста, последовательно и систематично занимаясь с ребенком.
- Привлекайте внимание к звучащим предметам, окружающим шумам, звукам (шум дождя, скрип снега, пенье птиц, игра «Угадай, что шумит», «Угадай, кто кричит» и др). Используйте игры со звукоподражаниями животным, повторение простых ритмических движений ножками, ручками, отстукивание ритма по образцу.
- Развивайте способность использовать невербальные компоненты коммуникации. Если ребенок пока еще не заговорил, активно используйте общедоступные жесты (указательный жест, покачивание головой и др), сопровождая их словами. Используйте в играх имитации движений животных, действия с воображаемыми предметами, обязательно сопровождая словесными инструкциями.
- Привлекайте ребенка к занятиям, которые развивают мелкую и артикуляционную моторику, зрительно-моторную координацию (лепим настоящим пластилином, используем мозаики, конструкторы бус, почаще рисуем карандашами, используем различные штриховки, обводки, раскраски, привлекаем к двигательным упражнениям с мячом, скакалкой, выполняем доступные движения артикуляционной гимнастики).
- Способствуйте развитию голоса и речевого дыхания. Пойте песенки гласными звуками, задувайте свечки, выдувайте мыльные пузыри, играйте в футбол на столе, выдувая воздух в трубочку, предложите раздуть пену в ванне и др. Развивайте способность регулировать силу голоса — громко-тихо (самолет взлетает — самолет садится, как воет большой волк, а как маленький волчонок и тд).
- Стимулируйте развитие внутренней и внешней речи. Поощряйте речевую активность ребенка, поддерживать ее.