
Как развить устную разговорную речь у детей с множественными нарушениями развития
Для успешного общения нужен социальный опыт. Он формируется под влиянием окружения, общественных связей, отношений. Процесс происходит примерно одинаково как у детей с умственной отсталостью, ДЦП, так и у здоровых малышей. Именно поэтому формирование речевых навыков у первых должно происходить в общении.
Для детей с отклонениями в развитии общение представляет собой значительную трудность. Это связано с плохой социальной адаптацией. Она приводит к неуверенности, сниженной самооценке, постоянному беспокойству.
Обучение речи должно быть организовано с обязательным использованием коммуникативного подхода. Для этого создают ситуации. Они должны отвечать индивидуальным возможностям и потребностям ребенка. Контекст должен быть проблемным, иметь определенный предмет обсуждения. В таком случае он заинтересует ребенка и будет полезным для развития его коммуникативных навыков. Например, задайте вопрос: «как приготовить салат?» В ходе обсуждения темы можно коснуться как составляющих блюда, так и процесса приготовления. Любая проблема рассматривается в различных ракурсах.
Если работа ведется с группой, то в нее должны быть включены все дети. Для них можно придумать интересные сюжетно-ролевые игры. Процесс обучения, построенный таким образом, будет иметь высокую эффективность.
Хорошо воспринимается такое занятие, как рисование. Задайте детям определенную тему. Затем можно обсудить каждый рисунок.
Важно при этом обеспечить доброжелательную атмосферу в классе. Она нужна для того, чтобы дети не боялись раскрыться, проявить свои умения. На ошибки нужно реагировать правильно. Их исправляют уже после диалога или монологического ответа. Перебивание может испугать ребенка, снизить его уверенность в себе.
Для детей с разной степенью умственной отсталости важны занятия, расширяющие словарный запас. Для этого на каждом занятии рассматривают определенную тему. Предлагается смоделировать ситуацию в магазине. Одни дети будут продавцами, другие – покупателями. Их важно научить правильно общаться между собой, формировать свои мысли, высказывать просьбу и отвечать. Подобных ситуаций можно придумать очень много.