
Глухие и слабослышащие дети
Наши педагоги работают с глухими и слабослышащими детьми над:
- развитием и пониманием устной речи;
- уточнением и расширением словарного запаса;
- ставим и корректируем звукопроизношение;
- развитием правильное дыхание;
- словесным ударением;
- обучением глухих детей соблюдению норм орфоэпии;
- формированием правильного темпа речи;
- формированием навыков самоконтроля над произносительной стороной речи глухих и слабослышащих детей;
- произношением (индивидуальные занятия, Фонетическая ритмика, речевая зарядка);
- учётом произносительных навыков детей (обследование устной речи детей).
Известно, что даже незначительное понижение слуха, возникшее у ребёнка в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в школе, существенно снизить успеваемость. а подчас и отрицательно отразиться на его судьбе. Как показывают исследования, небольшое понижение слуха очень часто остаётся незамеченным, а причины непонятной неуспеваемости ученика остаются при этом неизвестны учителю и родителям.
Дети с кохлеарным имплантом
Сурдопедагог обследует слуховое восприятие, которое дает сведения о развитии всех компонентов речи ребенка: фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе. В результате анализа данных обследования устанавливаются следующие уровни речевого и слухового развития ребенка с кохлеарным имплантом (КИ) как то:
- Довербальные дети, у которых отсутствуют или имеются ограниченные навыки ранней коммуникации, предшествующие устной речи. Основным средством общения таких детей является небольшой набор смысловых и указательных жестов. Для обозначения своего состояния дети используют крики, плач, эмоциональные звуки. Отсутствуют понимание речи, потребность в диалоге.
- Дети, начинающие использовать в речи аморфные слова, состоящие из одного, двух слогов. Они понимают небольшой набор бытовых инструкций, реагируют на собственное имя.
- Дети с функциональной речью. Собственная речь детей представлена простыми
предложениями из двух, трех аморфных слов. Навыки словоизменения и словообразования не доступны. Звуко-слоговая структура слов сильно искажена. Лексический запас крайне беден. Понимание речи в рамках бытовой ситуации.
Коррекционная работа строится с учетом уровня слухоречевого развития, индивидуальных особенностей ребенка. На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребенком разрабатывается планирование коррекционной работы, составляется карта индивидуального маршрута.
I этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ
Дефектолог учит:
- Учит реагировать на речевые и речевые сигналы при постоянно увеличивающемся расстояние от источника звука.
- Учит различать на слух при выборе из 2-3, 3-5 звучание музыкальных игрушек.
- Учит различать на слух и воспроизводить длительность звучания, темп, громкость звучания.
- Учит различать и опознавать на слух лепетные слова, звукоподражания, знакомые слова.
- Учит различать и опознавать на слух словосочетания, фразы – поручения.
- Учит различать на слух и воспроизводить количество звучаний в пределах 3.
II этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ.
Дефектолог учит:
- Различать на слух и воспроизводить высокие и низкие звуки.
- Различать на слух и воспроизводить количество звучаний в пределах 4.
- Различать на слух голоса птиц и животных при выборе из 3 – 5.
- Различать на слух и воспроизводить темп и громкость звучаний.
- Различать при выборе из 10 речевых единиц и опознавать на слух знакомый по звучанию материал (слова из пройденных лексических тем, цвета, поручения, вопросы).
- Различать и опознавать на слух знакомые по звучанию фразы и словосочетания с некоторыми изменениями: с инверсией, с увеличением или сокращением слов.
- Распознавать на слух текст из 3 – 4 предложений по сюжетной картинке (слова, словосочетания, фразы из текста).
III этап коррекционно-развивающей работы с ребенком после КИ.
Дефектолог учит:
- Различать и воспроизводить на слух громкость и высоту звучания.
- Различать и воспроизводить на слух количество звучаний в пределах 5 – 7.
- Различать и воспроизводить на слух разнообразные ритмы.
- Определять на слух источник звука, направле- ние звука (слева – справа, сзади – среди).
- Различать (при выборе из 5 и более) и опознавать на слух голоса птиц и животных.
- Различать и опознавать на слух бытовые шумы и сигналы городского транспорта.
- Распознавать, различать и опознавать на слух мало знакомые слова, словосочетания и фразы.
- Распознавать на слух незнакомые тексты (3 -4 предложения), составленные по сюжетным картинкам, отвечать на вопросы. Выполнять задания по текстам.
- Вести на слуховой основе диалоги по хорошо знакомым детям темам и ситуациям.
- Различать на слух слова, отличающиеся друг от друга гласными и согласными звуками.
Таким образом, сурдопедагог в своей работе большее внимание уделяет развитию слухового восприятия, учит узнавать, различать и опознавать на слух неречевые и речевые звуки; слова, словосочетания, фразы, тексты. Сурдопедагог большее внимание уделяет развитию произносительной стороны речи: вызыванию и постановке звуков, накоплению активного словаря, развитию фразовой речи, формированию грамматического строя речи. Работа сурдопедагога позволяет достичь оптимальных результатов в реабилитации детей после кохлеарной имплантации.