
Специфика социализации детей с дефектами речи
Записывая ребенка в детский сад и школьное учреждение, он проходит зачастую тяжелый процесс социализации и индивидуализации. Дети с речевыми дефектами могут страдать от издевок сверстников, именно поэтому родители должны предпринять меры и своевременно записать малыша на занятия с квалифицированным педагогом-логопедом.
Часто дети при наличии потенциальных возможностей развития имеют некоторые нарушения и дефекты звукопроизношения, что влияет на процесс коммуникации в целом. Вследствие дефектов различной степени сложности возникают различные ограничения в коммуникации. Также отмечается низкое стремление к познанию окружающего мира, эмоциональная нестабильность, неспособность грамотно выражать свои мысли и ощущения, неразвитая речь. При правильно подобранной коррекционной методике нарушения можно полностью излечить.
Какие методики используются для социализации детей с дефектами речи?
Чтобы избежать замкнутости ребенка, логопед после выявления причин речевого нарушения подбирает подходящий метод с учетом индивидуальных особенностей малыша. Начинать коррекционный процесс рекомендуется с самого раннего возраста и использовать комплексный подход.
Родителям необходимо своевременно заметить отставание в речевом развитии и незамедлительно обратиться к логопеду. Ведь нарушения сами по себе не пройдут, что повлечет за собой проблемы с социализацией и коммуникацией. Квалифицированный педагог использует следующие приемы:
- культурное воспитание и обучение ребенка правильному обращению к сверстникам и взрослым. Рекомендуется использование игр, спектаклей с импровизацией или по прописанному сценарию, диалогов с развернутыми ответами;
- использование творчества и исследований, сказкотерапии, сочинения историй из связанных осознанных предложений. Ребенку предлагается придумать собственное окончание известной сказки, благодаря чему ребенок моделирует поведение, учится искать решение и формулировать мысли;
- ребенку рассказываются правила поведения в учреждениях, транспорте, прививается отношение к вещам и предметам;
- игровые методики строятся на базе возраста, особенностей развития ребенка, устраиваются экскурсии по городу, чтобы ребенок не боялся разговаривать с незнакомцами и выражать эмоции.
Данные приемы являются немаловажными для развития личности малыша с речевыми нарушениями. Дети-логопаты при своевременном лечении и грамотно выбранной коррекционной методике могут социализироваться и в дальнейшем не испытывать проблем с речью. Для максимальной эффективности родители должны принимать участие в процессе коррекции.