Здоровье сберегающие методики в ходе коррекционных занятий
Под оздоровительными технологиями подразумевается комплекс мер для достижения успешности ребенка в физической, психологической и социальной сферах. На сегодняшний день роль внедрения современных оздоровительных технологий существенна, поскольку укрепление здоровья ребенка во всех аспектах является одной из задач педагога-логопеда. Данная задача в частности актуальна для детей с дефектами речи разной степени сложности. Как показывает логопедическая практика, у таких детей наблюдаются различные хронические болезни, расстройства в эмоциональной сфере.
Основные задачи педагога-логопеда в рамках здоровьесберегающих методик:
- улучшение эффективности образовательного процесса;
- укрепление иммунитета и общего тонуса;
- стимулирование ребенка к волевым решениям, стремлению к обучению, здоровая мотивация;
- создание психологической атмосферы спокойствия и доверия педагогу;
- вовлечение и привитие ребенку здорового образа жизни.
Дети с речевыми патологиями имеют также расстройства слухоречевой памяти и внимания, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики. Такие дети могут чувствовать постоянное эмоциональное истощение, отсутствие стремления к развитию. В данной ситуации современные приемы в коррекционной работе помогают повысить эффективность упражнений, внести разнообразие в методики работы с ребенком и активизировать физическое развитие путем вовлечения в подвижные игры и гимнастику.
Особенности использования методики
На занятиях логопеду рекомендуется задействовать максимальное количество приемов:
- выполнение дыхательных упражнений, которые способствуют правильному дыханию при звукопроизношении. Необходимо сформировать у ребенка правильный вдох и выдох, научить равномерно использовать воздух после вдоха. В ходе гимнастики достигается общее оздоровление ребенка, организм насыщается кислородом, повышается иммунитет и нормализуются обменные процессы;
- упражнения для профилактики дефектов зрения позволят снять чрезмерное напряжение с глазных мышц. Параллельно развивается концентрация внимания, стабилизируется взаимодействие между областями мозга, повышается аккомодация;
- пальчиковая гимнастика и речевое развитие неразрывно связаны, то есть при активизации мелкой моторики ускоряется речевое развитие, ребенку легче преодолеть различные нарушения. Использование и перекладывание мелких игрушек и предметов способствует стабилизации психоэмоционального фона;
- ритмика позволяет с помощью музыки и движений добиться не только коррекции речи, но и общего повышения тонуса организма.
Системное и регулярное воздействие поможет дать ребенку инструменты для успешной адаптации в обществе и избавиться от речевых проблем.