Данная компетенция является одной из самых важных, но и самых трудных. Без помощи детки редко могут развить высокий уровень речевой деятельности еще в дошкольном возрасте. Разговорно-обиходная речь дается им проще, а вот повествовательная, контекстная довольно сложно. Именно поэтому важно вовремя начать работать с малышами, чтобы к школе они могли уже живо и выразительно говорить, излагать сложные мысли.
Сразу стоит отметить, что связность речи и сложность мышления неотделимы. Если у ребенка хорошо развита логика, то это обязательно отразится в связной повествовательной речи. Кстати, от такого умения сильно зависит обучение в школе, ведь учебные материалы, как правило, тестовые. Если малыш может давать развернутые ответы на вопросы по теме, хорошо излагает свои суждения, он будет получать хорошие оценки.
Умея говорить связно и грамматически правильно, ребенок становится более уверенным в себе, общительным.
Характеристики связного высказывания:
* единство темы и структуры;
* соответствие содержания коммуникативной цели;
* логическая завершенность;
* плановость изложения;
* грамматическая связность;
* понятность для слушающего.
В работе с детками внимание обращают как на монологическую, так и на диалогическую речь. При этом следят за тем, чтобы ребенок понимал то, о чем рассказывает, передавал информацию громко и с правильной интонацией.
Каким образом развивать связную речь дошкольника? Для этого используют формат занятий, игр, наблюдений и экскурсий.
Для развития монологической речи деткам предлагают сделать описание, то есть рассказать о характеристиках какого-либо предмета. Также предлагают сообщить о событиях, доказать что-то, используя факты(для развития рассуждения), пересказать.
В возрасте 3 лет деткам много читают с последующей задачей вопросов по содержанию. Им также предлагают повторить отдельные реплики, доступные этому возрасту. В ходе занятий малыши уже могут сложить по 2-4 предложения об увиденном, например, на прогулке. Предлагается описать то, что происходить на картинке.
Детки постарше уже пробуют рассказать о чем-то из своего личного опыта, например, о семье, друзьях, игрушках.
Для развития диалогической речи используют специально придуманные речевые ситуации.
Для достижения хорошего эффекта важно, чтобы с детьми занимались не только в детском саду (у логопеда), но и дома. Именно поэтому родителям могут давать задания для проработки.