
При работе с дошкольниками приоритетной задачей является формирование связной речи, которая соответствовала бы общепринятым нормам. Как показывают практические исследования, без создания необходимых условий и проведения коррекционной работы детям достаточно сложно овладевать такими видами речи, как контекстная и повествовательная, поскольку с точки зрения психологии они значительно сложнее, чем бытовая разговорная речь.
Ребенок учится содержательности при изложении собственных субъективных мыслей и переживаний с удерживанием последовательности и грамматической правильностью.
Функциональная сфера мыслей неразрывно связана со связностью, а из связности потока мыслей и вытекает последовательность при задействовании речевого аппарата. Живая и последовательная детская речь является отражением логики ребенка, его восприятия окружающей действительности, которое он и выражает через связную и логичную речь. Степень речевого развития ребенка легко идентифицировать по тому, каким образом он формирует произносимые предложения.
Связность детской речи оказывает влияние на успех в учебной деятельности и получение знаний. Работа с учебными материалами, представленными в текстовой форме, связное воспроизведение выученной информацией напрямую зависят от логичной и последовательной детской речи. Именно разговорные навыки позволяют ребенку в преодолении застенчивости, прибавляют уверенности в собственных силах и предоставляют возможность вести активную социальную жизнь.
Основными критериями связной речи является логичность и последовательности при произнесении предложений, при этом с точной и четкой передачей смыслового посыла, заложенного в предложение. По настоящему связной речь делает структурная целостность для всех законченных лингвистических отрезков, из которых она состоит. При этом данный вид речи также имеет смысловую подоплеку, поскольку характеризуется последовательностью мыслей, закладываемых ребенком.
Полный перечень характеристик осмысленного и связного высказывания выглядит следующим образом:
- смысловая завершенность;
- конспективность изложения;
- соответствие высказывания поставленной контекстуальной задаче;
- собеседник понимает высказывание в полной мере.
Соответствие этим критериям не дает повода для беспокойства.