Человеческая речь обладает достаточно большой пластичностью. Она формируется, видоизменяется и обогащается на протяжении всей жизни. Однако детский период оказывает наибольшее влияние на итоговый результат, поскольку ребенок активизирует собственный словарный запас, постоянно узнает новые слова или консультируется по поводу значения незнакомых слов, учится писать и так далее. Эта особенность и ставит перед учителем задачу – обучить ребенка в полной мере пользоваться своим родным языком.
Учебный процесс в начальной школе неразрывно связан с игровой деятельностью. Ребятам, только покинувшим детский сад, довольно сложно включиться в непосредственную учебную деятельность, поэтому игровые приемы помогают предоставить развитие речи. Скороговорка – небольшой текст, поговорка или прибаутка написанная в шутливой форме, располагающая непростым сочетанием букв. Скороговорка всегда произносится быстро, что и делает этот элемент фольклора таким незаменимым помощником в освоении внятной и четкой речи.
Одна из педагогических особенностей скороговорки заключается в том, что с первого раза выговорит ее правильным образом не выйдет. Слоги расположены таким образом, чтобы не только четко произносить слова, но и удерживать ритм, требуемый для корректного произнесения. Ритм требует активного участия нижней челюсти, языка и губ, отвечающих за артикуляцию. Кроме того, скороговорка позволяет не только улучшить речь, но потренировать память. В этих конструкциях содержатся знакомые слова и понятия, причудливо соединенные в небольшие истории. Они могут подмечать забавные детали, быть описанием забавных нелепиц и часто имеют неожиданное окончание.
Принцип использования скороговорок на уроках выглядит следующим образом:
1. Медленное проговаривание всего текста, желательно по слогам. Демонстрируется карточка, в идеале с иллюстрацией.
2. Совместно с учителем дети повторяют скороговорку, постепенно увеличивая скорость произнесения. Особое внимание уделяется четкости проговаривания всех звуков.
3. Скороговорка произносится шепотом.
4. Можно использовать поддерживание ритма хлопками, подбрасывание мяча в темпе как дополнительные игровые факторы. Также ее можно пропеть.
5. Если отдельные слова в ней непонятны, нужно объяснить значение.