
Современным логопедам приходится бороться не только с многочисленными речевыми нарушениями у детей школьного возраста, но и некоторыми стереотипами, существенно мешающими их работе. Самый распространенный пример – ребенок показывается отличную успеваемость по математике, но вот чтение и/или письмо ему даются с большим трудом. Родители считают, что их школьник обладает математическим складом ума, а вот логопед, после диагностики, ставит диагноз дислексия и/или дисграфия.
При дислексии отмечаются многочисленные проблемы с чтением. Ребенок не просто медленно читает текст, а путает буквы, неправильно формирует слоги, искажает слова. Как следствие – для восприятия текста требуется в разы больше времени, пересказы и ответы даются с трудом. Такому ученику просто не хватает времени на уроке, чтобы выполнить задание наравне с одноклассниками. Отсюда и снижение успеваемости.
При дисграфии школьники сталкиваются с проблемами при написании диктантов. Причем, речь идет не только о пропущенных буквах, но и отсутствии знаков препинания, заглавных букв, неразборчивом почерке.
На самом деле детям с дисграфией и дислексией можно помочь. Но без помощи квалифицированного логопеда не обойтись. Специалист, на основании проведенной диагностики, сможет установить диагноз и разработать действенную схему терапии. На этом этапе уже к лечению привлекаются и родители – они делают вместе с ребенком домашние задания от логопеда и контролируют самостоятельное выполнение работы.
Чтобы ученик стал грамотным, нужно тренировать слух и развивать буквенную память. Важно, чтобы буквы, с запоминанием которых у ребенка есть проблема, постоянно были на виду – плакаты, магниты, модели. Рекомендовано выстраивать понятный для ребенка ассоциативный ряд. Систематические занятия со временем дадут желаемый результат.
Важную роль в развитии буквенной памяти и речевого слуха играют диктанты. Начинать нужно с буквенных. Когда ребенок научится правильно распознавать на слух звуки и отображать их на письме буквами, начинается этап словарных диктантов. Сложность слов наращивается очень постепенно. Важно не спешить, а дать ребенку усвоить и запомнить всю информацию.
Борьба с дислексией и дисграфией не бывает кратковременной – эта работа длится месяцами, а то и годами. Но если не отступать, ребенок «с математическим складом ума» обязательно достигнет высот в знании языка и чтении.