Традиционная методика разделяет устранение произносительных нарушений на несколько этапов. Вначале идет подготовка, затем формирование первичного произношения (элементарные навыки), этап формирования умения вести коммуникацию.
Важным моментом является автоматизация речевых навыков. Для того, чтобы получить такой результат, следует значительно потрудиться. Процесс автоматизации может забрать много времени, так как придется затормаживать ненормативное произношение для перехода к нормативному, желательному.
Традиционно в процессе работы идут от простого к сложному. Практикуется строгая последовательность. Например, вначале отрабатывается артикуляция изолированного звука, затем идет его закрепление в слогах, затем уже в словах, тексте. Только после этого автоматизированный звук переходит в разговорную речь.
Автоматизации звуков можно достигать и нетрадиционными методами, новыми, которые начали использоваться сравнительно недавно. В частности, работать над изолированными звуками предлагается в играх. Опора при этом делается на неречевые ассоциации. Например, произношение звука С может приравниваться к шуму воды, Ш- к шипению змеи и так далее. На данном этапе логопедам не советуют зацикливаться, так как произношение отдельных звуков не свойственно для нормальной речи. Все таки к минимальной произносительной единице относят слог, в котором артикуляция сильно зависит от соседних звуков. Правда, и чрезмерно быстрый переход на следующий этап не приветствуется, так как речевой аппарат должен быть подготовлен к выполнению заданию.
Правильное произношение звуков в слогах по традиционной методике тренируется в ходе повторений слогов, затем слов. Иногда выполняются специальные задания (например, «Дополни слог»). Все это предлагается делать в форме игры. Сложность задач постепенно увеличивается. В ходе работы ребенок учится не только правильно артикулировать фонемы, но и создает новые слова, обучается навыкам словотворения.
Для произношения звука в тексте используются, как правило, пословицы, потешки, небольшие стишки.
Для оптимизации работы используют различные компьютерные приложения. Например, видеофонатор «Видимая речь». Он используется для занятий с детками, страдающими от дизартрии, ринолалии, а также для тех, кто заикается.
Также есть много программ, обучающих чтению, правильному произношению, преодоления речевых нарушений. Многие игры развивают логику, мышление, тренирую память. Нельзя игнорировать такие приложения, ведь они довольно эффективны, заинтересовывают как дошкольников, так и школьников.
К инновационным методам относят и арт-терапию, песочную терапию, в которых упор делается на развитие мелкой моторики.