Малышам очень часто не хватает общения со своими родителями. Те же, в свою очередь, не имеют много времени для осуществления педагогического общения. Но можно совместить полезное с приятным. Обычный семейный ужин возможно превратить чуть ли не в совместное занятие, развивающее ребенка и одновременно дарящее минуты приятного общения.
Родителям предлагается модель конкретной ситуации, например ужин. Малыш не очень спешит кушать, стучит ложкой о стол или посуду. Реакция родителей на это может быть разной. Обычно, ребенка тут же принимаются воспитывать, так как и мама, и папа вечером уставшие после рабочего дня и хотят отдохнуть. В то же время малышу скучно, он очень хочет, чтобы с ним поиграли. При этом он познает окружающий мир. Каким образом? Через звуки, которые он извлекает из предметов.
Что сделать в такой ситуации родителям? Конечно же, принять участие. Стук ложкой можно посчитать, попробовать создать какой-то ритм или даже песенку.
Специалист-логопед может дать родителям еще и такие рекомендации:
1. Задайте ребенку вопрос: будут ли звуки одинаковыми, если стучать по стакану, тарелке и кастрюле? Почему они разные?
2. Поиграйте в прятки. Ребенок пусть закроет глаза, а вы стучите по разным предметам. Задача малыша угадать, по какому предмету вы стучите.
3. Создайте интересную инсценировку несложной сказки. Можно использовать вариант «Курочка Ряба». Рассказывайте и иллюстрируйте сказанное звуком (как стучит скалка бабы, как курочка клюет зернышки, как мышка шуршит своим хвостиком).
4. Пусть ребенок посчитает звуки, пребывая с закрытыми глазами, а затем выложит столько предметов (ложечек, салфеток, конфет), сколько стуков он насчитал.
Все вышеперечисленные практические задания используются в логоритмике, объединяющей слово, движение и музыку. Занятия развивают активность детей, упорядочивают их ритмические рефлексы. Что это значит на практике? У ребенка уравновешиваются процессы возбуждения и торможения, это важно для нормального развития ЦНС, позволяет убрать лишние неправильные движения, улучшить концентрацию внимания.
Все это пригодится не только ребенку с нарушениями речи, но и малышу, готовящемуся идти в школу.