
Более половины современных первоклассников имеют разного рода проблемы речевого развития. При этом образовательная программа ориентирована исключительно на детей, не имеющих нарушений речи. Совокупность этих факторов значительно усложняет работу логопедов и требует поиска новых эффективных методик терапии.
Опытным путем было установлено, что рисование, как элемент логопедического комплекса, делает терапию более результативной. По этой причине школьные логопеды и специалисты, работающие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в обязательном порядке включают в занятия уроки рисования.
Преимущества детского рисования с точки зрения логопедии:
• Развитие мелкой моторики, совершенствование графо-моторных функций;
• Обучение систематизации;
• Формирование эстетического восприятия;
• Развитие и совершенствование всех психических функций, в том числе и речевых.
Значение имеет не только систематичность занятий, но и их план. Как и в любой иной логопедической методике, работа начинается с выполнения самых простых элементов с плавным усложнением задач. Рассмотрим стандартную схему, являющуюся основой для всех логопедов, применяющих в своей работе методику детского рисунка.
1. Точки и линии. Суть заключается в рисовании линий разной длины и направления. Сначала ребенок проводит линии на листе в крупную клетку, затем — на чистом альбомном. Для облегчения задачи логопед может ставить точки, которые ученику нужно соединить. По мере совершенствования навыков, необходимость ставить точки исчезает.
2. Трафареты. В качестве изображения выбирается буква или звук, на постановку которого и идет работа. Трафарет обводится и заштриховуется. Важно, чтобы ребенок научился не выходить за грани объекта.
3. Геометрические фигуры. Данный этап сочетает в себе и изучение геометрических фигур, и понятия больше – меньше, много – один. Если включить в занятие и разрисовывание фигур, то добавляется изучение цветов.
4. Картины и образы. Перед учеником ставится задача нарисовать тематическую картину к сказке или стиху. Затем – создание картины на вольную тему и составление устного описания к ней.
В процессе рисования ребенок отвлекается, успокаивается, расслабляется. Особенно важны такие уроки для детей с определенными психологическими проблемами.