Сегодня в детских формальных группах часто можно встретить детей, у которых при отличной работе всех систем восприятия наблюдается такое нарушение коммуникативной функции, как заикание. При обучении в обычной общеобразовательной школе ребенок с заиканием неизбежно столкнется не только с трудностями в налаживании социальных связей, но также в учебной деятельности. Такие дети требуют особой подготовки при поступлении в школу.
Проблема, с которой сталкивается большинство логопедов, состоит в том, что интеграция подходов, применяемым к детям с нормальным развитием, оказывается совершенно несостоятельной в применении к детям, у которых наблюдаются речевые отклонения. По этой причине отсутствие сформированной методологической базы создает трудности в поиске подхода к детям с заиканием. Эта особенность является причиной дискомфорта ребенка, низкой самооценки и неуверенности к себе. Данные последствия могут стать причиной серьезного отставания в учебной деятельности.
Тем не менее, некоторые правила, смягчающие деструктивный эффект, удалось сформулировать. Выглядят они следующим образом:
- определение произвольного общения с детьми в рамках академической группы;
- формулирование критериев, влияющих на произвольность общения с взрослыми, ровесниками, а также определение адекватности восприятия ребенка с заиканием себя как личности;
- формирование комплекса педагогических задач, призванных нивелировать эффект заикания как раз в отношении неформального общения.
Также важна личностная готовность к началу школьного обучения. Если заикание имеет непроизвольный характер и не связано с волнением, а ребенок обладает достаточно высоким уровнем адекватности в восприятии себя как личности, то изучать стоит именно произвольное общение. Как показали многочисленные исследования, у детей с заиканием наблюдаются характерные нарушения речи при общении с взрослыми, что сопровождается пониженной самооценкой.
Для того, чтобы внести коррективы в готовность к учебному процессу, при этом не травмируя ребенка, необходимо создать соответствующую коммуникативно-игровую среду. Это позволит формулировать различные ситуации, не только обогащая речь детей, но и формируя речь надлежащим образом, нивелируя дефекты, представленные заиканием