Речь связана с эмоциями, как, впрочем, и мимика. Именно поэтому во время общения люди не только озвучивают слова, но и активно жестикулируют, высказывают свое отношение к сказанному мимикой. Такие невербальные компоненты занимают особое место, они несут смысловую нагрузку, позволяют более четко передать информацию. Именно поэтому для развития коммуникации деткам подают азы мимики и пантомимики. Особенно это важно для малышей, речь которых невнятна и монотонна, не имеет эмоциональной окраски.
В самом начале работы следует установить контакт с ребенком (или детьми). Это чрезвычайно важно для успешности последующих занятий. Трудность в том, что современные детки имеют слабую мотивацию улучшать свои навыки, низкую самооценку, а малыши с тяжелыми нарушениями в силу своего состояния могут быть еще и агрессивными, иметь повышенную утомляемость. В такой ситуации отлично налаженный контакт позволит подтолкнуть ребенка к активной деятельности.
Коммуникация – это всегда диалог или даже полилог. Она важна для организации совместной деятельности, формирования отношений, познания других людей. В процессе общения развивается психика, поэтому коммуникативная деятельность очень важна для ребенка. В ходе общения малыш усвоит общественный опыт, устои, традиции, затем он применит их на практике. Без опыта общения малышу сложно в обществе, страдает его развитие.
Как уже писалось выше, мимика играет большое значение в развитии коммуникации. Она выражает настроения и чувства. Также важна интонация и жестикуляция. Вот их то и предстоит развить у детей.
В первую очередь следует познакомить ребят с моделями выражения основных эмоций. Важно показать им как выражается радость и гнев, удивление, недовольство, отвращение и страх. При этом важно комментировать мимику, разделять ее на элементы, чтобы детям было легче повторить. Для наглядности можно использовать смайлы.
Далее стоит отработать разные виды походки, жесты, интонацию. При этом их стоит привязывать к социальным ситуациям, чтобы у детей было понимание того, как использовать умения в быту.
После того, как усвоено выражение различных эмоций, можно переходить к организации театрализованных постановок, разыгрыванию сказок с использованием кукол и других игрушек.
Такие занятия снимают психоэмоциональное напряжение, поэтому особенно показаны малышам, страдающим от агрессии или повышенной утомляемости.