Опираясь на статистику, можно сказать, что процент детей, которым необходима специализированная логопедическая помощь, неустанно растет. По этой причине возрастает и нагрузка на логопедов, которые включены в штат общеобразовательных школ.
Общие нарушения речи крайне негативно влияют на общую успеваемость школьников, на их способность воспринимать новый материал и развиваться в целом. Поэтому логопеды, педагоги и психологи призывают родителей не закрывать глаза на проблемы их детей. Чем быстрее будут развиты необходимые психологические функции, тем проще будет ребенку стать успешным в учебе и в жизни в целом.
На основании анализа работ школьных логопедов были выявлены основные причины, которые содействуют усугублению логопедических проблем у детей.
Основные причины
Среди общего количества причин можно выделить следующие:
• Рост количества детей с различными проблемами развития – СПЗ, ЗПР, ОВЗ и тому подобное;
• Увеличения процента младших школьников, разговаривающих на двух языках – речь идет о случаях, когда в семье и близком кругу общения используется один язык, а в школе идет преподавание на другом языке;
• Усложнение школьной программы;
• Невозможность объединять детей с одинаковыми речевыми проблемами в один класс;
• Недостаточное внимание родителей к своим детям и их проблемам.
Проблемы развития в большинстве случаев обусловлены врожденными патологиями. Большинство из них успешно поддаются лечению, но для достижения хорошего результата требуются время и систематические занятия.
В логопедических школах детей с одинаковыми нарушениями объединяют в классы, что тоже положительно отражается на общей динамике лечения. Правда, подобные школы есть только в больших городах, для большинства жителей сел и поселков они, к сожалению, недоступны. Повышение уровня сложности школьной программы только подчеркивает большой процент учеников с речевыми проблемами, а не усугубляет их.
Главной же причиной, на которой акцентируют внимание логопеды и психологи, остается недостаток родительского внимания. Многих проблем начальной школы можно было бы избежать, если бы родители своевременно обратили внимание на нарушение речи своего ребенка и обратились за помощью к специалисту. Поэтому педагоги, психологи и логопеды призывают родителей быть внимательными к своим детям и объективно оценивать их способности.