
Роль правильного произношения при обучении чтению и письму
Воспитатели детского сада и учителя начальных классов нередко сталкиваются с детьми, имеющими дефекты произношения различной степени сложности. Причинами сформировавшихся недостатков становятся как функциональные, так и органические факторы. Педагог-логопед, прежде чем приступать к коррекционной методике, должен выявить глубинные проблемы и подобрать соответствующую методику.
Занятия с логопедом должны быть направлены на то, чтобы ребенок учился контролировать свою речь, мог устно и письменно выражать свои мысли. Проводятся занятия в тесной связи с родителями малыша, ведь в домашней обстановке ребенок гораздо лучше усваивает материал.
Специфика проработки правильной речи и письма
На начальных занятиях логопед учит ребенка определять различные звуки на слух. Когда ребенок различает звуки, педагог показывает правильную артикуляцию звука в словах и предложениях, ребенок должен повторять все задания. Коррекция проводится до того момента, пока малыш полностью усвоит материал и будет корректно произносить все звуки.
Изучая сложные звуки, логопед обращает внимание на расположение языка при произношении звуков, учит следить за движениями и артикуляцией. Если ребенок не произносит шипящие и свистящие, коррекцию следует начинать со свистящих звуков. При обучении каждому звуку логопед показывает артикуляцию, правильное положение языка, учит основам правильного дыхания. Упражнения рекомендуется показывать перед зеркалом, тогда ребенок видит свои ошибки, а педагог корректирует.
Дыхательная гимнастика считается неотъемлемым элементом постановки правильной речи и исправления дефектов, ведь ребенок учится правильному произношению на вдохе или выдохе в зависимости от конкретного звука. Когда ребенок учится правильному произношению звуков и слов, это способствует также формированию правильного чтения и грамотности при письме. Ведь логопед помогает ребенку четко визуализировать каждый звук, выстраивает систематические связи между буквами и звуками, в результате ребенок понимает взаимосвязь написанных букв и звуков.
Различая звуки в словах и фразах, ребенок учится различать каждый отдельный звук при самостоятельном произношении. В дальнейшем при обучении чтению и письму это поможет быстро научиться грамотно и без ошибок писать услышанное. Такие логопедические практики должны использоваться с дошкольного возраста, родителям рекомендуется позаботиться о правильной речи детей и своевременно начать коррекционные занятия с логопедом.