Речевые патологии у детей не так редки, как может показаться на первый взгляд. Количество малышей, у которых наблюдаются такие нарушения, растет. Проблема требует решения, ведь дефекты речи мешают социализации, что соответственно оказывает влияние и на поведение.
Современные методики работы с малышами являются психологические ориентированными. Это оправдано, так как у людей присутствует несколько типов восприятия: кому-то достаточно прослушать, чтобы запомнить, а кому-то для этого обязательно нужно увидеть или даже потрогать. Именно поэтому в работе с детками необходимо задействовать разные каналы получения информации.
Чаще всего люди познают мир визуально, то есть через картины, реже – через ощущения и звуки. Последнее развито как раз у деток с речевыми проблемами. Таким образом, чтобы научить чему-нибудь таких малышей, следует использовать методики, предполагающие не только наглядность, но и звук и обязательно ощущение. Все это будет иметь усиленное воздействие на мозг и следовательно приведет к запоминанию материала.
Для таких целей используется специальная мнемотехника, дающая дополнительные ассоциации. Это тактильные тренажеры. Работая с ними, малыш запоминает не только слово и картинку, но и свое ощущение от прикосновения. Такие ассоциативные привязки дают хороший результат.
Ка это выглядит на практике? Например, ребенку рассказывают об осени, показывают характеризующие это слово картинки. Для подкрепления эффекта дают потрогать специальную аппликацию, содержащую ягоды, зрелые семена, другие плоды, листья разного цвета. Потрогав данное разнообразие, ребенок откроет для себя разнообразие формы, уровня гладкости поверхности. В его мозгу будет создана ассоциация с осенью. Кроме того, он больше узнает о свойствах различных предметов.
Также можно создавать мнемотаблицы для тех ребят, у которых преобладает визуальное восприятие. Они представляют собой набор схематических рисунков, объединенных не только общей темой, но и сюжетом. По таким картинкам вместе с малышом пытаются рассказать интересную историю.
Такие тренажеры можно создавать на самые разнообразные темы. Работа с ними расширяет знания малыша о мире, подталкивает его к осмысленной речи. Также занятия такого типа развивают психическую сферу, мышление.
Данные виды работ можно применять и для занятий по подготовке к школе.