Не всем детям легко дается запоминание букв и цифр. Иногда возникает проблема в усвоении графического начертания, возможна путаница, забывание отдельных элементов знаков. Из-за этого ребенок пишет неправильно, часто заменяет одни буквы на другие. Такие особенности восприятия часто бывают у детей с задержкой психического развития, но не обязательно.
Проблема действительно серьезная, она мешает научиться читать и писать. Порой дети знают практически все буквы, но не могут сложить их в слоги и слова. Но случается и так, когда малыш не может запомнить, как графически выглядит та или иная буква. Эта проблема посерьезней и однозначно требует коррекционного вмешательства.
Как же выучить с ребенком буквы? Для этого используют следующие приемы:
1. Прописывание по графическому знаку, уже напечатанному маркером на листе. Можно сделать это пальчиком малыша, а затем локтем, ступней или пяткой. Чем больше в процессе будут задействованы двигательные ощущения, тем лучше. Это будет способствовать более эффективному запоминанию.
2. Выкладывание букв из подручных материалов. Для этого можно взять фасоль, крупу, конструктор, спички.
3. Создание графического изображения букв с помощью шнурка, шерстяных ниток разной тощины.
4. Лепка знака из пластилина.
5. Прописывание на песке, манке. Можно это делать пальчиком или небольшой палочкой. После усвоения букв (цифр)можно таким же образом писать слоги и слова.
6. Соотнесение цифры с множеством. Для иллюстрации последнего можно использовать круги или полосы.
7. Подбор картинок к определенной букве. Например к Б подходит слово «баран».
8. Дорисовка к знаку недостающего элемента. Вначале следует тренироваться на печатных буквах, а затем уже на прописных.
9. Печать букв в клетках.
10. Угадывание букв и цифр, прописанных на ладошке малыша или на спине. Вначале это делают с открытыми глазами, а затем и закрытыми. Данное упражнение развивает тактильные ощущения.
Занятия такого плана развивают пространственное мышление, а также тренируют умение различать знаки, графические начертания. Если заниматься регулярно, то рано или поздно малыш все же запомнит все буквы алфавита, а затем и перейдет к чтению.
Чтобы материал усвоился быстрее, важно работать не только со специалистом, но и дома.